Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Ю.П. Тамарова,
судей Л.И. Середы и С.И. Филимонова,
при секретаре А.С. Палаткиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи С.И. Филимонова, судебная коллегия
установила:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по не устранению нарушений жилищного законодательства.
В обоснование административного иска указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что способ управления общим имуществом многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес", дома N "N", "N", "N", "N" до настоящего времени не выбран как собственниками квартир, так и органом местного самоуправления.
Собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес", на общих собраниях собственников помещений 10 декабря 2018 г, 18 декабря 2018 г. и 19 декабря 2018 г. выбран способ непосредственного управления многоквартирными домами, однако по состоянию на 19 февраля 2019 г. данные решения общих собраний собственниками помещений в порядке части первой и части второй.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации не реализованы. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в указанных домах с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственниками помещений не заключены. Также не заключены договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования.
Бездействие Администрации по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушает права проживающих в домах граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление коммунальных услуг.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г. административный иск удовлетворен (л.д. 84-91).
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия подала апелляционную жалобу на решение суда. Привела по существу доводы, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: "адрес" от 19 декабря 2018 г, собственники помещений данного дома выбрали способ управления - непосредственное управление.
Также согласно протоколу общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом по адресу: "адрес", от 10 декабря 2018 г, собственники помещений данного дома выбрали способ управления - непосредственное управление.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Ответственность за неуплату коммунальных платежей каждый собственник несет только за себя. В "адрес" отсутствует холодное и горячее водоснабжение и водоотведение. Договоры на электроснабжение, газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами заключены с каждым собственником помещения. Отопление в каждой квартире индивидуальное. По адресу: "адрес" договоры на электроснабжение, газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами заключены каждым собственником помещения. Отопление в каждой квартире индивидуальное. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники самостоятельно несут ответственность по надлежащему содержанию общего имущества. Для многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", дома N "N", "N", "N", "N" не может быть выбрана управляющая организация, поскольку холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, отведение сточных вод в этих домах полностью отсутствует. Просила решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г. отменить, принять новое решение по делу.
В судебное заседание административный истец - Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, представитель административного ответчика - Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, представители заинтересованных лиц Администрации Краснопресненского сельского поселения, Администрации Русско-Лашминского сельского поселения, Администрации Чекашево-Полянского сельского поселения, заинтересованные лица Т.Я. Веретенникова, П.А. Гутров, Т.А. Тюрина, И.Н. Куликов, Н.И. Жучкова, Е.С. Чугунова, А.И. Чугунов, В.Ф. Казейкина, А.Ф. Рузанова, Н.Н. Булычева, Т.С. Овчинникова, В.И. Беспалов, В.В. Балашов, Л.Н, Теренгина, Н.А. Сивцова, С.М. Теренгин, Т.В. Всеволодова, Л.Ю. Усанова, Л.Г. Калякина, Л.А. Кокурина, Н.И. Зайцев, В.К. Ершова, Н.М. Фролова, О.Ф. Богатова, А.М. Богатов, П.И. Обманкин не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц. При этом глава Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Н.П. Комусов и глава Чекашево-Полянского сельского поселения Ковылкинского муниципального района В.И. Левчагова просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Ю.В. Межевова полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Рассмотрев на основании части первой статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части первой статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Пунктом 4 части второй статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части тринадцатой настоящей статьи и части пятой статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Аналогичные положения содержатся в Правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75.
Согласно пункту 3 названных Правил, конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, на территории Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия расположены многоквартирные дома по адресам: "адрес", дома N "N", "N", "N", "N"; "адрес"; "адрес".
На общих собраниях собственников помещений по адресу: "адрес", состоявшегося 10 декабря 2018 г.; по адресу: "адрес", состоявшегося 19 декабря 2018 г.; по адресу: "адрес", состоявшегося 18 декабря 2018 г, выбран способ непосредственного управления многоквартирными домами, однако по состоянию на 19 февраля 2019 г. данные решения общих собраний собственниками помещений в порядке части первой и части второй.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации не реализованы. Договоры об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в указанных домах с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственниками помещений не заключены. Также не заключены договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования.
Способ управления общим имуществом многоквартирных домов, расположенных по адресам: "адрес", дома N "N", "N", "N", "N" до настоящего времени не выбран как собственниками квартир, так и органом местного самоуправления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Администрация Ковылкинского муниципального района в нарушение требований части четвертой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не проведен открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления данными многоквартирными домами.
Данный вывод соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее правоотношения сторон, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Доводы жалобы административного ответчика о том, что собственниками жилых помещений по адресам: "адрес"; "адрес", реализован выбранный ими способ по управлению многоквартирными домами путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, нельзя признать обоснованными, поскольку собственниками вышеуказанных жилых помещений непосредственный способ управления в полной мере не реализован, а именно не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации Постановлением N 290 от 3 апреля 2013 г. утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что для многоквартирных домов по адресам: "адрес", за N "N", "N", "N", "N" не может быть выбрана управляющая организация, поскольку в них отсутствуют какие - либо коммуникации, а заключение договора на коммунальные услуги является нецелесообразным, также нельзя признать состоятельным, поскольку данные обстоятельства не исключает обязанность Администрации муниципального образования провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об ином не свидетельствуют и не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Доводы апелляционной жалобы также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, правильность которой сомнений не вызывает.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части первой статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 18 апреля 2019 г. без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи Л.И. Середа
С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.