Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, при секретаре судебного заседания Палаткиной Анне Сергеевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" на решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г.,
установил:
решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г. постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Макарова Е.Т. от 29 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "РЕМОНДИС Саранск" (далее - постановление от 29 марта 2019 г.) и его же представление от 29 марта 2019 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения оставлены без изменения, жалоба ООО "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Представитель ООО "РЕМОНДИС Саранск" Слепинская В.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на решение судьи, постановление и представление от 29 марта 2019 г, в которой просила их отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в районном суде, при этом ссылается на необоснованное отклонение судом ходатайства о вызове в суд свидетеля и указание в решении о его допросе, что свидетельствует о неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, в дополнении к жалобе указывает на то, что от общества в органы исполнительной власти Республики Мордовия направлялись обращения о необходимости корректировки территориальной схемы; внеплановая проверка в отношении общества проведена за пределами конкретного поручения, т.е. не только как регионального оператора, а юридического лица в целом; кроме того, нарушены требования статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части согласования с органами прокуратуры проведение внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица.
В судебном заседании представители ООО "РЕМОНДИС Саранск" Слепинская В.Ю, Кропа М.С. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Жочкина И.Н. и Вовод С.Ю. считают решение суда законным.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 5 марта 2019 г. в 15 часов Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия выявлено несоблюдение ООО "РЕМОНДИС Саранск" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировании и ином обращении с отходами производства и потребления.
Установлено, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" осуществляет свою деятельность с отклонениями от территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории Республики Мордовия, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. N 16/129.
А именно, при проведении выездной внеплановой проверки выявлено:
из шести мусороперегрузочных станций функционирует только одна в г. Краснослободск (МПС N 4), остальные пять не функционируют;
мусоросортировочные комплексы МСК N 1 и МСК N 2 не введены в эксплуатацию, обработка (сортировка) ТКО не осуществляется, что создает возможность для захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается;
эксплуатируемый на площадке N 2 канальный тюковый пресс BAUER (модель 700) с транспортером подачи HORSTMAN для прессования вторичных материальных ресурсов предназначен для обработки отходов из контейнеров для раздельного сбора (контейнеров с желтыми крышками);
из 14 объектов, включенных в ГРОРО, региональный оператор осуществляет транспортирование отходов только на 10 объектах, на остальных 4 объектах размещение ТКО не осуществляется, рекультивация объектов не начата;
транспортирование отходов на межмуниципальный полигон не осуществляется.
Постановлением от 29 марта 2019 г. ООО "РЕМОНДИС Саранск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Кроме того, в адрес ООО "РЕМОНДИС Саранск" заместителем Главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия 29 марта 2019 г. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым наложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений, предписано информацию о принятых мерах представить в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия в течение месяца со дня получения представления.
Оставляя без изменения указанные постановление и представление, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины ООО "РЕМОНДИС Саранск" в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 5 марта 2019 г. N44-02/ЮЛ; приказ Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия о проведении внеплановой выездной проверки от 4 февраля 2019 г. N 44; акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 5 марта 2019 г. N 44; представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, учредительные документы юридического лица и иные доказательства.
Данный вывод судьи районного суда основан на правильном применении закона.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечёт наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В силу положений статьи 13.3 указанного Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами) (пункт 1).
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);
данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;
данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;
данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем;
сведения о зонах деятельности регионального оператора;
электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (пункт 3).
Статьей 24.6 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (пункт 2).
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации, с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров (пункт 10).
В пункте 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12 ноября 2016 г. предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Республики Мордовия, утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 года N 16/129.
ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия.
Доводы представителя ООО "РЕМОНДИС Саранск" о том, что в полномочия и обязанности регионального оператора не входят разработка, создание объектов обращения с отходами, их эксплуатация, территориальная схема является несовершенной, ее реализация относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Мордовия, в настоящее время объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ее актуализации (корректировке), региональным оператором осуществляются все возможные меры для реализации территориальной схемы, не влекут отмену решения суда.
Пунктом 1.5 конкурсной документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО "РЕМОНДИС Саранск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72147.
Согласно пункту 1.3 данного соглашения основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с ТКО на территории Республики Мордовия в соответствии с подпрограммой 3 "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Мордовия на 2014-2021 годы" Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 398, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Республики Мордовия.
Таким образом, ООО "РЕМОНДИС Саранск", приобретя статус регионального оператора и заключив вышеуказанное соглашение, взяло на себя ответственность за организацию своей деятельности в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Причем, заключая вышеуказанное соглашение 11 августа 2017 г, обществу было известно о том, что конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия (на что указано в жалобе) отменен.
Судом установлено, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленные нарушения требований законодательства в части обращения с отходами производства и потребления создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
При этом, как верно отмечено судом, возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "РЕМОНДИС Саранск" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Факт направления обществом в органы исполнительной власти Республики Мордовия предложений об усовершенствовании территориальной схемы не свидетельствует о возможности несоблюдения последней в существующем ее виде в настоящее время.
Доводы жалобы заявителя о том, что судом первой инстанции неверно дана оценка обстоятельствам дела, материалы дела исследованы не в полном объеме, территориальная схема обращения с отходами не содержит схемы потоков отходов, юридическое лицо не обоснованно привлечено к административной ответственности, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, во внимание не принимаются, поскольку сводятся к уклонению ООО "РЕМОНДИС Саранск" от административной ответственности за совершенное правонарушение, а также направлены на иную оценку должным образом исследованных в районном суде обстоятельств и доказательств.
Проверяя законность и обоснованность постановления от 29 марта 2019 г, судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы, которые были предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в обжалуемом решении судьи.
При таких обстоятельствах действия ООО "РЕМОНДИС Саранск" по статье 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, с учётом заслуживающих внимания обстоятельств.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Довод жалобы о нарушении требований Федерального Закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) в части несогласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что проверка общества проведена на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 01.11.18 N АГ-П9-24пр, которое поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 14.01.19 N П9-1082 оставлено на контроле, и Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия от 04.02.19 N 44.
В силу частей 3 и 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, при этом согласования с органами прокуратуры не требуется.
Утверждение представителей общества о том, что проверка проведена за пределами поручения, не как регионального оператора, а как юридического лица в целом, что является нарушением требований закона N294-ФЗ, опровергается следующим.
О проведении проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, общество было уведомлено, перед началом проверки ознакомлено с вышеуказанным приказом Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия, в котором содержится основание проведения проверки, в соответствии с которым Федеральной службе по надзору в сфере природопользования поручено провести надзорные мероприятия в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству.
Юридическое лицо ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором.
Установив допущенные нарушения со стороны ООО "РЕМОНДИС Саранск", заместителем главного государственного инспектора по охране природы Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия Макаровым Е.Т. 29 марта 2019 г. обоснованно внесено в адрес общества представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Существенных нарушений материальных и процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление и представление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия N44-02/ЮЛ от 29 марта 2019 г. о привлечении ООО "РЕМОНДИС Саранск" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия N 44-02/ЮЛ от 29 марта 2019 г. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 мая 2019 г. оставить без изменения, жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.