Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, при секретаре судебного заседания Палаткиной Анне Сергеевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" на решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2019 г.,
установил:
решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2019 г. постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Макарова Е.Т. от 19 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "РЕМОНДИС Саранск" (далее - постановление от 19 марта 2019 г.) оставлено без изменения, жалоба ООО "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Представитель ООО "РЕМОНДИС Саранск" Слепинская В.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на решение судьи, постановление от 19 марта 2019 г, в которой просила их отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в районном суде и на то, что совершённое административное правонарушения является малозначительным, в дополнении к жалобе указывает, что нарушены требования статьи 10 Закона N 294-ФЗ в части согласования с органами прокуратуры проведение внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица и, кроме того, внеплановая проверка проведена, в нарушение поручения, в отношении общества не как регионального оператора, а как в отношении юридического лица в целом, суд не проверил основания для проведения проверки.
В судебном заседании представители ООО "РЕМОНДИС Саранск" Слепинская В.Ю. и Кропа М.С. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Вовод С.Ю. считает решение суда законным.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 4 марта 2019 г. в 14 часов Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия выявлено несоблюдение ООО "РЕМОНДИС Саранск" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, транспортировании и ином обращении с отходами производства и потребления.
Было установлено, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" осуществляет транспортирование отходов IV класса опасности при отсутствии паспорта отхода; учет в области обращения с отходами ведется с отклонениями от Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721.
А именно, при проведении 12 февраля 2019 г. выездной внеплановой проверки по фактическому адресу: пост ДПС п. Озерный г. Саранск Республика Мордовия произведен осмотр десяти мусоровозов, используемых ООО "РЕМОНДИС Саранск" для транспортирования отходов на полигон по захоронению отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов за N 13-00006-3-00592-250914.
При этом выявлено, что в путевых листах грузовых автомобилей от 12 февраля 2019 г. N 1314, N 1316, N 1305, N 1306, N 1308, N 1303, N 1304, N 1317 и N 1310 в графе "Задание водителю" указывается "вывоз ТКО". В прилагаемом к путевому листу грузового автомобиля задании (задании-наряде) указывается место погрузки (адрес контейнерной площадки), объем контейнера. Сведения о месте транспортирования отходов не указываются;
в "Данных учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом" за I, II, III, IV квартал 2018 года по Площадке N 1 и Площадке N 2:
не указано количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), принятых в течение учетного периода от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью захоронения. Указано только одно значение общей массы принятых отходов;
в столбце "М" не указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, от которых поступили отходы. Приведены только сведения "Организации, учреждения и предприятия" и "Индивидуальные жилые и многоквартирные дома";
в столбце "Н" не указаны номера и даты договоров на прием отходов и (или) документация, подтверждающая прием отходов.
Постановлением от 19 марта 2019 г. ООО "РЕМОНДИС Саранск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Оставляя без изменения указанные постановление, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины ООО "РЕМОНДИС Саранск" в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 5 марта 2019 г. N44-01/ЮЛ; акт проверки от 5 марта 2019 г. N44; лицензии N 013-00065 от 27 июня 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности; акт осмотра транспортных средств от 12 февраля 2019 г. N44-ТР с фототаблицей и планом-схемой; протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 12 февраля 2019 г. N44-3; акт отбора проб почвы, отходов, донных отложений от 12 февраля 2019 г. N10/3; акт отбора проб почвы, отходов, донных отложений от 12 февраля 2019 г. N11/3; протокол КХА отхода N 22/3; протокол КХА отхода N 23/3; протокол КХА отхода N 24/3; протокол КХА отхода N 25/3; протокол КХА отхода N 26/3; протокол КХА отхода N 27/3; протокол КХА отхода N 28/3; объяснения водителей мусоровозов Т.С.Н, Г.А.Ю, У.Ф.Л, Я.С.И, Г.Е.Г, Б.А.П, К.Е.В, Г.В.А, А.Ю.Ф.; путевые листы грузового автомобиля от 12 февраля 2019 г. N 1314, N 1316, N 1305, N 1306, N 1308, N 1303, N 1304, N 1317 и N 1310; договоры на оказание услуг по обращению с ТКО и дополнительные соглашения к ним; Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Республики Мордовия; данные учета отходов, принятых ООО "РЕМОНДИС Саранск" за I, II, III, IV квартал 2018 года; и иные доказательства по делу.
Данный вывод судьи районного суда основан на правильном применении закона.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечёт наложение административного штраф, в том числе на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (статья 51 приведенного выше Закона).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В силу положений части 2 статьи 11 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Положениями статьи 14 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны осуществить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 1); на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт3).
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (статья 1 указанного Закона).
Частью 1 статьи 16 Закона об отходах производства и потребления установлено, что транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Из положений статьи 19 указанного Закона следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 1), а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).
Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок), утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Согласно пункту 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Согласно пункту 8 данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 20 Порядка).
Судом установлено, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, на основании лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке отходов IV класса опасности от 27 июня 2016 г. N 013-00065, сроком действия бессрочно, осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов и отходов IV класса опасности.
При осуществлении данной деятельности обществом допущены нарушения требований природоохранного законодательства.
Довод общества о том, что на регионального оператора не возложена обязанность по оформлению паспортов отходов, а является обязанностью мусорообразователя, что исключает ответственность общества, не влечет отмену решения.
Как было указано выше, закон обязывает ООО "РЕМОНДИС Саранск" при транспортировании отходов иметь паспорт отходов, а также вести учет в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721.
Пунктом 1.5 конкурсной документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО "РЕМОНДИС Саранск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72147.
Согласно пункту 1.3 данного соглашения основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с ТКО на территории Республики Мордовия в соответствии с подпрограммой 3 "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Мордовия на 2014-2021 годы" Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 398, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Республики Мордовия.
Таким образом, ООО "РЕМОНДИС Саранск", приобретя статус регионального оператора и заключив вышеуказанное соглашение, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "РЕМОНДИС Саранск" имелась, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Доказательств того, что обществом приняты все меры для соблюдения природоохранного законодательства, последним суду не представлено.
Обращения ООО "РЕМОНДИС Саранск" к мусорообразователям с просьбой предоставить паспорта и сведения об отходах не свидетельствуют о принятии обществом исчерпывающих мер для паспортизации отходов.
Проверяя законность и обоснованность постановления от 19 марта 2019 г, судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы, которые были предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в обжалуемом решении судьи.
При таких обстоятельствах действия ООО "РЕМОНДИС Саранск" по статье 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, с учётом заслуживающих внимания обстоятельств.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Довод жалобы о малозначительности допущенного нарушения также являлся предметом рассмотрения суда и обоснованно отклонен.
При этом суд, не найдя оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, со ссылкой на пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.марта 2005 г. "N" "о некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правомерно указал, что совершенное обществом правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологии, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.
Довод жалобы о нарушении требований Федерального Закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) в части несогласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры подлежит отклонению.
В силу частей 3 и 5 статьи 10 указанного закона основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, при этом согласования с органами прокуратуры не требуется.
Утверждение представителей общества о том, что проверка проведена за пределами поручения, не как регионального оператора, а как юридического лица в целом, что является нарушением требований закона N294-ФЗ, опровергается следующим.
Из материалов дела следует, что проверка общества проведена на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 01.11.18 N АГ-П9-24пр, которое поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 14.01.19 N П9-1082 оставлено на контроле, и Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия от 04.02.19 N 44.
О проведении проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, общество было уведомлено, перед началом проверки ознакомлено с указанным приказом Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия, в котором содержится основание проведения проверки, в соответствии с которым Федеральной службе по надзору в сфере природопользования поручено провести надзорные мероприятия в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству.
Юридическое лицо ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором.
Представленное представителями общества ходатайство от 5 июля 2019 г. на имя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия о выдаче копий поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации не свидетельствует о нарушении контрольным органом порядка проведения внеплановой проверки.
Существенных нарушений материальных и процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия N 44-01/ЮЛ от 19 марта 2019 г. о привлечении ООО "РЕМОНДИС Саранск" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 мая 2019 г. оставить без изменения, жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.