Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев 22 мая 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобы руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. и представителя Дорониной Л.Ю. - Сёминой О.В. на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.04.2019 руководитель администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - администрация МО МР "Сыктывдинский") Доронина Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, руководитель администрации МО МР "Сыктывдинский" Доронина Л.Ю. и ее представитель Сёмина О.В. обратились в Верховный Суд Республики Коми с жалобами, в которых просят об отмене постановления судьи районного суда, указывая на то, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом ГИБДД допущены грубые нарушения процессуальных норм, повлекших нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности; проверка проведена с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производств по делу об административном правонарушении, Сёминой О.В, прихожу к следующим выводам.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность по части 28 статьи 19.5 указанного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, "Дата обезличена"... ДПС ГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району ФИО9 были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), о чем составлен акт, на основании которого... ФИО10 "Дата обезличена" руководителю администрации МО МР "Сыктывдинский" вынесено предписание об устранении нарушений требований ГОСТа Р 50597-2017, а именно, произвести работы по ремонту светофора Т-7 на нерегулируемом пешеходном переходе на автодороге "Подъезд к м. Пичипашня" около дома "Адрес обезличен", в течение десяти суток со дня получения указанного предписания.
"Дата обезличена"... ОМВД России по Сыктывдинскому району сообщено, что ходатайство администрации МО МР "Сыктывдинский" о продлении сроков исполнения о предписания от "Дата обезличена" удовлетворено, сроки, указанные в предписании продлены до 30.01.2019 Указано на то, что контрольная проверка исполнения предписания будет проведена 31.01.2019.
31.01.2019... БДД ОГИБДД ОМВД Росси по Сыктывдинскому району ФИО11 составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, а именно выявлено, что светофор Т-7 на нерегулируемом пешеходном переходе на автодороге "Подъезд к м. Пичипашня" около дома "Адрес обезличен", в нарушение п. 6.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в установленном режиме не работает.
Данные обстоятельства, с учетом факта того, что вступившим в законную силу постановлением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.12.2018 и.о. руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Доронина Л. Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послужили основанием для составления в отношении руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Признавая руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Доронину Л. Ю. виновной в совершении вменяемого административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что данное должностное лицо является ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в связи с чем обязана была предпринять необходимые и достаточные меры для обеспечения надлежащего состояния автодорог в пределах МО МР "Сыктывдинский", однако повторно в течение года не выполнила в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Между тем при рассмотрении данного дела не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 данной статьи.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований.
Пункт 6 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ предусматривает, что в качестве одного из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" (далее Положение).
Пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, проверка исполнения предписания от "Дата обезличена" об устранении выявленных нарушений содержания участков автомобильной дороги должна была осуществляться должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району в рамках внеплановой проверки юридического лица с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Вместе с тем, указанная проверка проведена в отсутствие распоряжения уполномоченного должностного лица, без уведомления юридического лица и его должностных лиц о ее проведении, что не согласуется с требованиями части 16 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Как следует из материалов дела, выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о неисполнении требований предписания основаны лишь на акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 31.01.2019, составленного по результатам дорожного надзора, а не по результатам проведения проверки по выполнению предписания от "Дата обезличена".
Пунктами 1 и 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона, частью 1 статьи 14 указанного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Проведение проверки в отсутствие законных на то оснований влечет признание результатов проверки, оформленных актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 31.01.2019 по выполнению предписания от 13.12.2018, а равно и протокола об административном правонарушении, составленного по результатам такой проверки, недопустимыми доказательствами виновности руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых районным судьей вынесено постановление о привлечении руководителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. к административной ответственности, отнесено пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу.
С учетом изложенного постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.04.2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанные постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 апреля 2019 года, вынесенное в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципальный район "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 28 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации муниципального образования муниципальный район "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю, прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья подпись И.М. Машкина
"Адрес обезличен"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.