Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев 10 апреля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Сулеймановой ФИО11 на постановление судьи Ухтинского городского Республики Коми от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 19.03.2019 Сулейманова Р.А.к признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, Сулейманова Р.А.к, не оспаривая факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, обратилась Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит изменить его в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, в связи с длительным проживанием в России, наличием на иждивении и воспитании двоих несовершеннолетних детей, трудоустройство супруга за переделами Республики Коми.
Заслушав объяснения Сулеймановой Р.А.к, свидетелей ФИО12, ФИО13, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонений от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение то штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении тал в Российской Федерации".
Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" определено, что под законно находящимися в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении тал в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. По истечении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации (п.2).
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данной статье.
Как усматривается из материалов дела срок пребывания Сулеймановой Р.А.к на территории Российской Федерации истек "Дата обезличена".
Обстоятельства, установленные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и исключающие обязанность выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, отсутствуют.
Таким образом, Сулейманова Р.А.к уклонилась от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, предусмотренного частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении от "Дата обезличена" "Номер обезличен" объяснениями и копией вида на жительство Сулеймановой Р.А.к и другими доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, действия Сулеймановой Р.А.к правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судьей требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ с учетом установленных судом смягчающих ответственность обстоятельств в виде признания вины, наличия на иждивении малолетних детей и отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории Российской Федерации Сулейманова Р.А.к незаконно пребывает с "Дата обезличена", мер к легализации своего нахождения на территории Российской не предпринимала, источник ее дохода не установлен, каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, при рассмотрении дела судья не усмотрел.
Между тем, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов, показаний свидетелей ФИО14, ФИО15 усматривается, что Сулейманова на территории Российской Федерации проживает длительный период времени, с "Дата обезличена", обучалась в школе в г. Ухте, состоит в гражданском браке с гражданином России ФИО16, имеет от него малолетнего сына ФИО17, "Дата обезличена" г.р, родившегося в России, полностью находится на иждивении гражданского супруга, так как осуществляет уход за малолетним ребенком, кроме того, воспитывает несовершеннолетнего сына от первого брака ФИО18, "Дата обезличена" г.р, имеющего гражданство РФ, в г. Ухте проживают ее мать ФИО19, брат ФИО20, являющиеся гражданами России, за пределами Российской Федерации родственников, жилья не имеет.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение права Сулеймановой Р.А.к на уважение семейной жизни, совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми, назначение ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая вышеизложенное, постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми подлежит изменению в части исключения назначенного Сулеймановой Р.А.к наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административном правонарушении, в отношении Сулеймановой ФИО21, "Дата обезличена" года рождения, изменить, исключив из него указание на назначение Сулеймановой Р.А.к административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федераций в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федераций.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения.
Судья подпись И.М. Машкина
"Адрес обезличен"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.