СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Жуковской С.В, Пунегова П.Ф,
при секретаре Буткиной А.В,
рассмотрела в судебном заседании 8 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - Бородкиной А.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2019 года, которым
приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 5 марта 2019 г. N348 об отказе в присвоении Тимофеевой О.А. звания "Ветеран труда" признан незаконным.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обязано присвоить Тимофеевой О.А. звания "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
В иске к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" отказано.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеева О.А. обратилась в суд и просила обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН г. Воркуты") принять документы служащие основанием для присвоения звания "Ветеран труда", признать приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Минтруда Республики Коми) об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" незаконным, обязать Минтруд Республики Коми присвоить ей звания "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
ГБУЗ РК "ЦСЗН г. Воркуты" в письменных возражениях требования не признало, указав, что Тимофеевой О.А. обоснованно отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований отнесения награды к ведомственным знакам отличия в труде.
Истец извещена надлежаще о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики ГБУЗ РК "ЦСЗН г. Воркуты" и Минтруд Республики Коми извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минтруда Республики Коми с вынесенным решением суда не согласна, считает решение суда необоснованным и подлежащим отмене.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало. От ГБУ РК "ЦСЗН г.Воркуты" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Установлено, что Тимофеева О.А. с "Дата обезличена" до "Дата обезличена" работала в Инспекции Федеральной налоговой службы России по... Республики Коми, её трудовой стаж составляет более 27 лет.
17.11.2008 Тимофеева О.А. за безупречную и эффективную государственную службу награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы.
05.02.2019 она обратилась ГБУ "ЦСЗН г. Воркуты" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
05.03.2019 Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от N 348 Тимофеевой О.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям п.п. 2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", по которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (п.п. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п.п.2).
Из системного толкования положений ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда" являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действующего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми. Согласно п.п. 1 п. 3 Положения, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п. 6 Положения документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению. При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
В п.п. 1, 2 Положения о Почетной грамоте, учрежденным Приказом ФНС РФ от 31.10.2008 N ММ-3-4/536@, указано, что Почетная грамота Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы, которой награждаются, в том числе, работники центрального аппарата, территориальных органов ФНС России и федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФНС России, за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, за заслуги в профессиональной деятельности, проработавшие в налоговых органах, в учреждениях, предприятиях не менее 2 лет.
Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении, принятому и введенному в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст, Почетная грамота Федеральной налоговой службы (7651) относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации (фасет 66).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования представления мер социальной поддержки исходя из соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу о признании за Тимофеевой О.А. права на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку она имеет необходимый страховой стаж для назначения страховой пенсии и награждена ведомственным знаком отличия в труде - Почетной грамотой Федеральной налоговой службы, которая в соответствии с требованиями законодательства является основанием для признания за ней права на присвоение вышеуказанного звания.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Приложением N 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном Приложении.
Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям. Судом постановлено законное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену или изменение решения суда жалоба не содержит, ее доводы направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении имеются мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
Таким образом, правовых доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, решение суда является законным, оснований к его отмене не имеется.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.