СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Архаровой Л.В, Ус Е.А,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрела в судебном заседании 08 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя ООО "СЖКК-Орбита" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2019 года, которым удовлетворено заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора:
на ООО "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания "Орбита" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:
1. организовать в многоквартирных домах, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ул. Ветеранов, д. 4; ул. Ветеранов, д. 8; Октябрьский проспект, д. 176; Октябрьский проспект, д. 178; Октябрьский проспект, д. 180; Октябрьский проспект, д. 182; Октябрьский проспект, д. 184; Октябрьский проспект, д. 188; Октябрьский проспект, д. 196; Октябрьский проспект, д. 198; Октябрьский проспект, д. 200; ул. Петрозаводская, д. 25; ул. Петрозаводская, д. 36; ул. Петрозаводская, д. 38; ул. Петрозаводская, д. 42; ул. Петрозаводская, д. 52; ул. Петрозаводская, д. 54; ул. Тентюковская, д. 81; ул. Тентюковская, д. 83; ул. Тентюковская, д. 85; ул. Тентюковская, д. 87; ул. Тентюковская, д. 89; ул. Тентюковская, д. 95; ул. Тентюковская, д. 97; ул. Тентюковская, д. 99; ул. Тентюковская, д. 113; ул. Тентюковская, д. 115; ул. Тентюковская, д. 119; ул. Тентюковская, д. 120; ул. Тентюковская, д. 121; ул. Тентюковская, д. 123; ул. Тентюковская, д. 124; ул. Тентюковская, д. 127; ул. Тентюковская, д. 128; ул. Тентюковская, д. 130; ул. Тентюковская, д. 132; ул. Тентюковская, д. 136; ул. Тентюковская, д. 273; Покровский бульвар, д. 4; Покровский бульвар, д. 2; Покровский бульвар, д. 10; ул. Католикова, д. 6; ул. Петрозаводская, д. 33 места для накопления и накопление отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути в соответствии с требованиями федерального законодательства;
2. организовать передачу отходов ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов;
3. разработать Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов;
4. определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами I-IV классов опасности и организовать их профессиональное обучение;
5. разработать и утвердить паспорт отходов I - IV- классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, объяснения представителя ООО "СЖКК-Орбита" Кислицина И.Г, прокурора Чешкуте Я.В, судебная коллегия
установила:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания "Орбита" о возложении обязанности совершить действия по организации мест для накопления ртутьсодержащих ламп в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировке и размещения данного вида отходов и по назначению лиц, ответственных за обращение с ними.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "СЖКК-Орбита" просит его отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания "Орбита" осуществляет управление многоквартирными домами расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ул. Ветеранов, д. 4; ул. Ветеранов, д. 8; Октябрьский проспект, д. 176; Октябрьский проспект, д. 178; Октябрьский проспект, д. 180; Октябрьский проспект, д. 182; Октябрьский проспект, д. 184; Октябрьский проспект, д. 188; Октябрьский проспект, д. 196; Октябрьский проспект, д. 198; Октябрьский проспект, д. 200; ул. Петрозаводская, д. 25; ул. Петрозаводская, д. 36; ул. Петрозаводская, д. 38; ул. Петрозаводская, д. 42; ул. Петрозаводская, д. 52; ул. Петрозаводская, д. 54; ул. Тентюковская, д. 81; ул. Тентюковская, д. 83; ул. Тентюковская, д. 85; ул. Тентюковская, д. 87; ул. Тентюковская, д. 89; ул. Тентюковская, д. 95; ул. Тентюковская, д. 97; ул. Тентюковская, д. 99; ул. Тентюковская, д. 113; ул. Тентюковская, д. 115; ул. Тентюковская, д. 119; ул. Тентюковская, д. 120; ул. Тентюковская, д. 121; ул. Тентюковская, д. 123; ул. Тентюковская, д. 124; ул. Тентюковская, д. 127; ул. Тентюковская, д. 128; ул. Тентюковская, д. 130; ул. Тентюковская, д. 132; ул. Тентюковская, д. 136; ул. Тентюковская, д. 273; Покровский бульвар, д. 4; Покровский бульвар, д. 2; Покровский бульвар, д. 10; ул. Католикова, д. 6; ул. Петрозаводская, д. 33.
По результатам проведенной проверки было установлено, что места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы; паспорта на отходы не утверждены; лица, ответственные за обращение с отходами I-IV класса опасности и прошедшие профессиональное обучение, не назначены; договоры со специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов не заключены.
Из представленной информации Управления Росприроднадзора по РК от 14.12.2018 N 09-13/5156 паспорта отходов I-IV класса опасности отсутствуют.
Разрешая спор и возлагая обязанность на ответчика организовать в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "СЖКК-Орбита", места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "СЖКК-Орбита" является организацией, осуществляющей выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов договоров.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на ООО "СЖКК-Орбита" не может быть возложена обязанность по созданию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в каждом многоквартирном доме, не основаны на законе.
Пунктом 8.1 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 (далее - Правила), у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Согласно пункту 8.2 указанных Правил место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Подпунктом "д(1)" пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса также являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемой управляющими организациями в зависимости от способа управления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости профессионального обучения лиц, обеспечивающих накопление отходов, судебной коллегией отклоняются в виду следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно п. 2 Правил, место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Накопление - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
Согласно п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованием действующего законодательства разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Таким образом, ответственное лицо за обращение с рассматриваемыми отходами, должно обладать определенными познаниями для организации деятельности по первичному сбору отходов, относящихся к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда в части возложения обязанности по разработке паспортов отходов I-IV класса опасности судебной коллегией также отклоняются.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Таким образом, лица, в деятельности которых образуются те или иные отходы, должны отнести их к соответствующему классу опасности. Поскольку указанное на физических лиц не возложено, то данную функцию должны исполнить организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с договором.
Кроме того, паспорт на образованные отходы необходим для передачи имеющихся отработанных ртутьсодержащих ламп специализированной компании для последующей их транспортировки.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда, в силу чего судебная коллегия не находит поводов для ее удовлетворения и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СЖКК-Орбита" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.