Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
при секретаре Розовой А.Г,
с участием:
представителя административного истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - Оникул Е.В,
представителя административного ответчика Совета муниципального образования сельского поселения "Каджером" - Алтухова А.О,
прокурора Юдина А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Совету муниципального образования сельского поселения "Каджером" об оспаривании Генерального плана сельского поселения "Каджером", утверждённого решением от 23.12.2014 N 1-30/111, в части включения земель лесного фонда в границы земель населённых пунктов, при установлении границ посёлков сельского типа Зеленоборск, Каджером, Рыбница и Талый,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми подало в суд административное исковое заявление о признании недействующим Генерального плана сельского поселения "Каджером", утверждённого решением Совета муниципального образования сельского поселения "Каджером" от 23.12.2014 N 1-30/111, в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Зеленоборск земель лесного фонда: выделов 12, 18, 21 квартала 714; выделов 12, 13, 14, 15, 16, 17, 29, 30, 31, 35, 39, 41, 42, 44, 47 квартала 715; выделов 1, 2, 24, 25, 26, 28, 38 квартала 782 Зеленоборского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Каджером земель лесного фонда: выделов 58, 59, 60, 62, 67 квартала 677; выделов 5, 8, 9, 10, 11, 27, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, 56, 57, 58 квартала 678; выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 74, 75, 76, 77, 78, 89 квартала 689; выделов 1, 2, 3, 9, 15, 16, 18, 19, 23, 28, 29, 30, 31, 32, 41, 50, 51, 81, 82, 83, 84, 85, 88, 89, 90, 91, 92, 95, 96, 99 квартала 690 Каджеромского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Рыбница земель лесного фонда: выделов 19, 20, 21, 22, 23, 24, 37, 38, 39, 40, 44 квартала 487; выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 23, 25, 29, 36 квартала 488 Зеленоборского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Талый земель лесного фонда: выделов 17, 18, 19, 45, 46, 47, 52, 53, 54, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 квартала 37; выделов 15, 34, 36, 37, 38, 46, 47, 54, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 квартала 38 Таловского участкового лесничества
государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество".
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что Генеральным планом в границы населённых пунктов Зеленоборск, Каджером, Рыбница и Талый г. Печоры Республики Коми включены земли лесного фонда без согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства, тем самым были нарушены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что Совету муниципального образования сельского поселения "Каджером" на момент утверждения Генерального плана не было известно, что спорные земли находились в федеральной собственности и относились к землям лесного фонда.
Представитель заинтересованного лица Совета муниципального образования муниципального района "Печора" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Определением судьи от 03.06.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования сельского поселения "Каджером" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования сельского поселения "Каджером" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя; до судебного заседания представил отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда, поскольку рассматриваемый спор не затрагивает интересы Управления.
Прокурор в судебном заседании дал заключение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до 1 января 2015 года вопрос об утверждении генеральных планов сельского поселения относился к вопросам местного значения сельского поселения.
Кроме того, утверждение административным ответчиком Генерального плана сельского поселения "Каджером" было предусмотрено и Уставом муниципального образования сельского поселения "Каджером" (пункт 21 части 1 статьи 8 Устава в редакции на день утверждения Генерального плана).
Решением Совета муниципального образования сельского поселения "Каджером" от 23.12.2014 N 1-30/111 утверждён Генеральный план муниципального образования сельского поселения "Каджером".
Данное решение было опубликовано на официальном сайте муниципального образования муниципального района "Печора" 23 декабря 2014 года.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса (в редакции на день утверждения Генерального плана) проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования был установлен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 (далее - Порядок согласования).
Согласно пункту 2.1 названного порядка, орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегионразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Министерство регионального развития Российской Федерации обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункт 2.2 Порядка согласования).
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктами 5.2, 5.4.2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 06.12.2005 и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в собственности Российской Федерации находятся земли лесного фонда - земельный участок площадью 1293179,8 га с кадастровым номером 11:12:0000000:0055 для ведения лесного хозяйства.
Согласно оспариваемому генеральному плану в границы населенных пунктов - посёлков сельского типа Зеленоборск, Каджером, Рыбница и Талый включены земли лесного фонда, расположенные на участке лесного фонда - земельном участке, с кадастровым номером 11:12:0000000:0055.
Включение спорных земель лесного фонда в границы населенных пунктов не оспаривалось представителем административного ответчика и подтверждается схемами графического наложения границ населенных пунктов на материалы лесоустройства, а также материалами лесоустройства (копий планшетов), таксационными описаниями.
Таким образом, отсутствие согласования проекта генерального плана сельского поселения "Каджером" уполномоченным органом в области охраны и защиты лесного фонда - Федеральным агентством лесного хозяйства, и отсутствие сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования, что влечёт признание недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы представителя административного ответчика в той части, что Совету муниципального образования сельского поселения "Каджером" на момент утверждения Генерального плана не было известно, что спорные земли находились в федеральной собственности и относились к землям лесного фонда, не влияют на предмет спора и, следовательно, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Согласно указанному положению, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны окружающей среды, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Таким образом, оспариваемое решение нарушает права административного истца, следовательно, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми имеет право на обращение с указанным административным исковым заявлением.
В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения "Каджером", утверждённый решением Совета муниципального образования сельского поселения "Каджером" от 23.12.2014 N 1-30/111, в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Зеленоборск земель лесного фонда: выделов 12, 18, 21 квартала 714; выделов 12, 13, 14, 15, 16, 17, 29, 30, 31, 35, 39, 41, 42, 44, 47 квартала 715; выделов 1, 2, 24, 25, 26, 28, 38 квартала 782 Зеленоборского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Каджером земель лесного фонда: выделов 58, 59, 60, 62, 67 квартала 677; выделов 5, 8, 9, 10, 11, 27, 34, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49, 56, 57, 58 квартала 678; выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 74, 75, 76, 77, 78, 89 квартала 689; выделов 1, 2, 3, 9, 15, 16, 18, 19, 23, 28, 29, 30, 31, 32, 41, 50, 51, 81, 82, 83, 84, 85, 88, 89, 90, 91, 92, 95, 96, 99 квартала 690 Каджеромского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Рыбница земель лесного фонда: выделов 19, 20, 21, 22, 23, 24, 37, 38, 39, 40, 44 квартала 487; выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 23, 25, 29, 36 квартала 488 Зеленоборского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество"; в части включения в границы населённого пункта - посёлка сельского типа Талый земель лесного фонда: выделов 17, 18, 19, 45, 46, 47, 52, 53, 54, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 квартала 37; выделов 15, 34, 36, 37, 38, 46, 47, 54, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 квартала 38 Таловского участкового лесничества государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество".
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального образования муниципального района "Печора", где был ранее опубликован нормативный правовой акт.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18 июля 2019 года.
Председательствующий судья И.В.Пластинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.