Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Ольшевского А.В. на постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 января 2019 г. и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 06 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ольшевского А.В.,
установил:
постановлением начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 января 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда РК от 06 мая 2019 г, Ольшевский А.В. был признан виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник Калиновский Г.Б. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, мотивируя свои доводы возможностью размещения на земельном участке зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, неправильным определением субъектами административной юрисдикции категории занимаемых земель, несоответствием обжалуемых актов требованиям ст.29.10 КоАП РФ с учетом заложенной в ч.2 ст.8.7 КоАП РФ диспозиции и недоказанностью вины привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения.
Заслушав объяснения защитника Калиновского Г.Б, поддержавшего доводы жалобы, должностного лица административного органа Семенченя И.С, представителя административного органа Супруненко Н.В, считавших привлечение Ольшевского А.В. к административной ответственности законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно положениям ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Исходя из положений ч.1 ст.77, ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством (ч.1 ст.74 Земельного кодекса РФ).
В силу ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Исследование материалов дела показало, что в целях проверки сведений, содержащихся в акте планового (рейдового) осмотра, обследования от 17 сентября
2018 г. N115 и мотивированном представлении начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19 сентября 2018 г, вышестоящим должностным лицом данного ведомства 20 сентября 2018 г. было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ольшевского А.В, являющегося одним из собственников земельного участка по адресу: Республика Карелия, (... )
В ходе проверки установлено, что Ольшевскому А.В. на праве собственности (2/3 доли в праве общей долевой собственности) принадлежит земельный участок: кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства.
Исходя из содержания составленного проверяющим лицом 12 ноября 2018 г. по итогам проверки акта, деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством, не осуществляется, плодородный слой исследуемого земельного участка перекрыт, данный участок занят зданиями и сооружениями, невыполнение собственником установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв повлекло негативное воздействие на окружающую среду и ухудшение качественного состояния земель.
В связи с выявленными в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения нарушениями 29 ноября 2018 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и постановлением начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 января 2019 г. Ольшевский А.В. привлечен к административной ответственности, которое в порядке судебного пересмотра было оставлено без изменения.
Поскольку юридически значимые обстоятельства субъектами административной юрисдикции определены правильно, собранным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи незаконными признать нельзя.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности квалифицирующих признаков состава вменяемого правонарушения по приведенным в ней мотивам, несостоятельные, так как обжалуемые акты приняты после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, применительно к заложенной в приведенной норме диспозиции, сути выявленного нарушения и сфере специального нормативного регулирования.
Доводы относительно неправильного определения категории занимаемых земель проверены судьей при пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности и с учетом подробного анализа установленных по делу обстоятельств и положений законодательства в затронутой области правомерно отклонены.
Вопреки доводам жалобы постановление должностного лица и решение судьи были приняты в рамках предусмотренной КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы, отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ, и бездействие собственника земельного участка, который не проводил мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, охватывается составом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Ссылка на возможность размещения на земельном участке зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, отмену принятых по делу актов не влечет, поскольку данное обстоятельство не освобождает собственника земельного участка от исполнения вышеуказанных обязанностей, предусмотренных требованиями Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Иные доводы жалобы выводы должностного лица при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судьи при его пересмотре не опровергают и о незаконности данных актов не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 января 2019 г. и решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 06 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ольшевского А.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.