Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Романовой Е.А, Силаевой Т.Г,
при секретаре Лошмановой Д.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда Калужской области от 12 октября 2018 года по делу по иску Лазаренко О. И. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛА:
7 августа 2018 года Лазаренко О.И. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, уточнив исковые требования, просила признать за ней в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - комнату площадью 16,2 кв.м, расположенную в квартире N дома N в "адрес".
В обоснование требований ссылалась на то, что в 1989 году на основании ордера ее отчиму ФИО10 на семью составом из пяти человек, в том числе на нее и ее мать ФИО7, была предоставлена указанная квартира. После расторжения брака между ее матерью и отчимом был изменен договор найма жилого помещения, ей с матерью была выделена жилая комната площадью 16,13 кв.м, в которой она проживает до настоящего времени. Письменные обращения к ответчикам о передаче комнаты в собственность в порядке приватизации оставлены без удовлетворения.
Определением суда федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истица Лазаренко О.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представителем ответчика - Министерства обороны Российской Федерации поданы письменные возражения на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Представители третьих лиц федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации по Калужской области в судебное заседание не явились.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 12 октября 2018 года постановлено признать за Лазаренко О.И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату площадью 16,2 кв.м в квартире N дома N "адрес".
В апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу истица просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что на основании ордера N 1210 от 25 сентября 1989 года, выданного Калужской КЭЧ, ФИО10 на семью составом из пяти человек, включая его, супругу - ФИО7, дочь - ФИО15 (Сурину), дочь - Лазаренко О.И, сына - ФИО8, было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес".
Сведения о предоставлении жилого помещения в качестве служебного в ордере не указаны, договор найма служебного жилого помещения с ФИО10 либо истицей не заключался, жилое помещение служебным не признавалось.
11 ноября 1997 года брак, заключенный между ФИО10 и ФИО7, был расторгнут.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Калужской области от 19 декабря 2000 года было постановлено изменить договор найма жилого помещения на квартиру N дома N "адрес", обязав Калужскую квартирно-эксплуатационную часть района Московского военного округа заключить с ФИО10 и ФИО9 отдельный договор найма жилого помещения в отношении комнат размером 16,13 кв.м и 11,5 кв.м указанной квартиры, с ФИО7 и Лазаренко О.И. отдельный договор найма жилого помещения в отношении комнаты размером 16,13 кв.м указанной квартиры.
Согласно выписке из домовой книги ФИО10 с 10 января 1990 года был зарегистрирован в спорном жилом помещении, 16 января 2009 года снят с регистрационного учета, ФИО7 с 10 января 1990 года была зарегистрирована в спорном жилом помещении, 16 января 2009 года снята с регистрационного учета.
В данном жилом помещении также была зарегистрирована по месту жительства с 8 апреля 1992 года Лазаренко О.И.
Установлено, что в настоящее время в указанном жилом помещении проживает Лазаренко О.И, продолжая там быть зарегистрированной по месту жительства, что подтверждается выписками из финансового лицевого счета и домовой книги.
Судом установлено, что ФИО10 по линии Министерства обороны Российской Федерации предоставлен государственный жилищный сертификат от 20 марта 2008 года на состав семьи из 3 человек, включая его, дочь - ФИО15), внучку - ФИО12 24 июня 2008 года ФИО10 реализовал сертификат путем приобретения жилого помещения.
Согласно сведениям, представленным ООО "Главное управление жилищным фондом", по квартире N дома N "адрес" открыто два финансово-лицевых счета: на Лазаренко О.И. и Министерство обороны Российской Федерации. Начисление за жилищно-коммунальные услуги производится согласно определению порядка оплаты по решению суда. Лазаренко О.И. начисление квартплаты и коммунальных платежей производится за одну комнату площадью 16,13 кв.м, начисление на Министерство обороны Российской Федерации производится за две комнаты площадью 27,28 кв.м.
Как следует из ответа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, балансодержателем спорного жилого помещения является ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответу заместителя Главы Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" N790-18-БЖ от 15 августа 2018 года квартира N дома N в "адрес" в реестре муниципальной собственности муниципального района "Город Киров и Кировский район" не значится.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р пос. Шайковка являлся закрытым военным городком и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 1470-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р" исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, было предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Из материалов дела не следует, что по состоянию на момент предоставления спорного жилого помещения ФИО10 и члены его семьи, включая Лазаренко О.И, были обеспечены жильем и спорное жилое помещение было предоставлено ФИО10 в качестве служебного на период прохождения военной службы.
Также стороной ответчика не были представлены доказательства того, что на момент предоставления жилого помещения ФИО10 военный городок Шайковка имел статус закрытого военного городка, в котором все жилые помещения предоставлялись в качестве служебного жилья.
Судом установлено, что Лазаренко О.И. правом на приватизацию жилого помещения ранее не воспользовалась, по линии Министерства обороны Российской Федерации жилищный сертификат, субсидию на приобретение жилья не получала, иных жилых помещений на праве собственности не имеет.
Таким образом, поскольку на момент предоставления спорного жилого помещения населенный пункт Шайковка не имел статус закрытого военного городка, а из положений вышеуказанных норм следует, что КЭЧ были полномочны выдавать ордера на жилые помещения, не относящиеся к служебным, с учетом отсутствия в ордере отметки о том, что оно служебное, а также отсутствия каких-либо иных документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение было предоставлено в качестве служебного, не имеется оснований полагать, что спорная квартира была предоставлена в качестве служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
При этом в силу статьи 6 указанного Закона Российской Федерации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с ранее состоявшимся решением Кировского районного суда Калужской области от 19 декабря 2000 года Лазаренко О.И. проживает в спорной комнате на основании заключенного с ней договора найма жилого помещения, и оснований считать данный договор договором найма служебного жилого помещения не имеется.
Истица обращалась в адрес ответчиков по вопросу приватизации спорного жилого помещения, однако положительного ответа ею получено не было.
Учитывая изложенное и положения вышеуказанных норм, отсутствие обстоятельств, препятствующих в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации истицей жилого помещения, принимая во внимание, что право на приватизацию ею не было реализовано ранее, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда и могли повлечь отмену решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Калужской области от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.