Судебная коллегия по гражданским делам
Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Гукосьянца Г.А. и Берко А.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края Н.Г.А. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 8 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Х.Н.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье,
заслушав доклад судьи Гукосьянца Г.А, выслушав истца Х.Н.И, судебная коллегия
установила:
Х.Н.И. обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, в котором просила признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края в назначении Х.Н.Н. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет и обязать назначить ежемесячную денежную выплату с момента рождения сыновей К.Н.А. и К.А.И, а именно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5).
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 8 апреля 2019 года исковое заявление Х.Н.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье - удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Х.Н.Н. ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей.
На Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края возложена обязанность назначить Х.Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-47).
В апелляционной жалобе начальник Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края Н.Г.А. считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что на дату письменного обращения в управление ДД.ММ.ГГГГ семьей заявителя не было соблюдено условие предоставления ежемесячной денежной выплаты о постоянном проживании на территории Ставропольского края старшей дочери, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта. Обращает внимание на то, при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату. Просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить Х.Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-34).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно свидетельству N К.А.Н. заключил брак с Х.Н.Н, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака N, после регистрации, супруге присвоена фамилия - Х. (л.д.13).
Согласно свидетельству N, П.П.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе отец указан П.Н.П, в графе мать Х.Н.Н. (л.д. 10).
Из свидетельства N и N следует, что ДД.ММ.ГГГГ родились К.А.И. и К.Н.А, в графе отец указан К.А.Н, в графе мать Х.Н.Н. (л.д. 11-12).
Согласно сопроводительному письму Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, Х.Н.Н. обращалась в Управление ДД.ММ.ГГГГ по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Однако Управлением в назначении данной выплаты было отказано, поскольку заявителем не подтвержден факт постоянного проживания дочери П.П.Н. на территории "адрес" на дату рождения сыновей К.П.А. и К.А.И, а именно на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Из справки выданной директором МБОУ "СОШ N 9 им. Рыбникова" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что П.П.Н. обучается в указанном образовательном учреждении в 6 "а" классе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учебный год, на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе учащихся" (л.д. 8).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной администрацией МО Темнолесского сельсовета (л.д. 9), Х.Н.Н. имеет регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", также по указанному адресу совместно с ней проживают: дочь П.П.Н, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дата регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, сыновья К.А.И. и К.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, указанные сведения также подтверждаются записями в похозяйственней книге и свидетельствами о регистрации по месту жительства за номерами 49, 48, 546 (л.д. 14-17).
Удовлетворяя исковые требования Х.Н.Н. о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающейся в поддержке семье, суд первой инстанции исходил из того, что факт проживания дочери истца - П.П.Н. на дату рождения третьего и четвертого ребенка ? К.А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом чего определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, на территории Шпаковского района Ставропольского края подтвержден, а Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 ("наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ") постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления, суд счел требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка, подлежащими частичному удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (пп. 24 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями ст. 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 07.05.2012 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 07.05.2012 принято Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае (Порядок).
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя е третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания - "наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012". Пункт 5 изложен в новой редакции - "настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01.01.2013 по 31.12.2017".
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.03.2018 N 95 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571, изложив абзац четвертый в следующей редакции: "постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта".
Пункт 3 данного акта отмечает, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13.10.2016.
Таким образом, поскольку судом установлен факт проживания истицы ее супруга и их несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, на территории Шпаковского района Ставропольского края на дату рождения в семье третьего ребенка, а Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 ("наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012") постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах но реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления, суд считает требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении в этой части исковых требований истицы.
В апелляционной жалобе начальника Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края Н.Г.А. выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности на Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить Х.Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Х.Н.Н. в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о получении ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Данное право у семьи истицы возникло в связи с рождением второго и третьего детей - К.А.И. и К.Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на нормах материального права.
Так, в соответствии с п. 6 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трех месяцев от указанной даты и соблюдения на дату обращения с заявлением условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.
На дату письменного обращения в Управление ДД.ММ.ГГГГ семьей истицы не было соблюдено условие предоставления ежемесячной денежной выплаты о постоянном проживании на территории Ставропольского края старшей дочери, подтвержденное документами, выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.
При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, датой назначения семье ежемесячной денежной выплаты является ДД.ММ.ГГГГ, то есть дата обращения истицы в Управление.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 8 апреля 2019 года в части удовлетворения исковых требований Х.Н.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании назначить Х.Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
В этой части принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Х.Н.Н. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании назначить Х.Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, назначаемой в случае рождения в ней после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционную жалобу начальника Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края Н.Г.А. - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.