Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.,
судей: Калединой Е.Г, Тепловой Т.В.
с участием прокурора Беланова В.В.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края в лице полномочного представителя Синещековой А.Е. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2019 года по иску прокурора Левокумского района Ставропольского края, действующего в интересах Кирилиной Л.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения, по докладу судьи Шурловой Л.А,
установила:
Прокурор в интересах Кирилиной Л.А. обратился в суд с иском и просил обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Кирилиной Л.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Кирилина Л.А. относится к категории лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который была включена Кирилина Л.А. и направлен в Министерство для заключения договора найма жилого помещения с Кирилиной Л.А.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края формирование специалишрованного жилищного фонда для предоставления благоустроенных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по Левокумскому району не осуществлено, Кирилина Л.А. жилым помещением не обеспечена.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2019 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Кирилиной Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика СинещековаА.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Указывает, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности. Первоочередное предоставление Кирилиной Л.А. жилого помещения нарушит конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Кирилиной Л.А. По мнению, заявителя жалобы судом при принятии решения не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Оснований к принятию документов, представленных в качестве приложения к жалобе, ввиде протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.05.2019г, коллегия не усматривает.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав прокурора Беланова В.В. об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 указанного Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями данного Федерального закона было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, иск прокурора заявлен в интересах Кирилиной Л.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, согласно паспорта 07 10 519756, выданного ОУФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе, зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.7).
Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 29.04.2015 года (л.д. 15) установлено, что Кирилиной Л.А. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей с 05.09.2003 года по день совершеннолетия - 27.11.2003 года.
Согласно Выписки из ЕГРП о правах лица на объекты N 26-00-4001/500/2016-5157, от 27.06.2016 г, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на имя Кирилиной Л.А. недвижимого имущества на праве собственности на территории Ставропольского края не зарегистрировано (л.д.16).
Согласно Выписки из ЕГРП о правах лица на объекты N 26-00-4001/500/2016-5158, от 27.06.2016 г, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на имя Кирилина Е.А. недвижимого имущества на праве собственности на территории Ставропольского края не зарегистрировано (л.д.16).
Согласно Выписки из ЕГРП о правах лица на объекты N 26-00-4001/500/2016-5156, от 27.06.2016 г, выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на имя Кирилиной К.Е. недвижимого имущества на праве собственности на территории Ставропольского края не зарегистрировано (л.д.16).
Кирилина К.Е. обратилась к Министру образования и молодежной политики Ставропольского края с заявлением о включении в сводный список для обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма, специализированного жилого помещения, в связи с тем, что она является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 28.07.2016 N 436-пд Кирилина Л.А. включена в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края в 2016 году.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список. В связи с чем, суд посчитал, что жилое помещение Кирилиной Л.А. должно быть предоставлено с момента возникновения у нее такого права.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013г. N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание. Нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.