Судебная коллегия по гражданским делам
Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Гукосьянца Г.А. и Берко А.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца П.Р.А. на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13 мая 2019 года по гражданскому делу по иску П.Р.А. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным (недействительным) отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, взыскании расходов по оплате услуг представителя, включении в судебный акт указания для ответчика о сообщении суду и истцу об исполнении решения в установленные сроки,
заслушав доклад судьи Гукосьянца Г.А, выслушав представителя ответчика Минстройархитектуры Ставропольского края по доверенности П.Е.Л, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
П.Р.А. обратился в суд с иском к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил о признать незаконным (недействительным) отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", изложенный в письменных ответах от ДД.ММ.ГГГГ N, N, от ДД.ММ.ГГГГ N, возложить обязанность оформить и направить в администрацию города Невинномысска для выдачи вынужденному переселенцу государственный жилищный сертификат в составе семьи на трех человек в порядке очередности по сводному списку граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по Ставропольскому краю, который он должен был получить в ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб, включить в судебный акт указание для ответчика о сообщении суду и истцу об исполнении решения в установленные сроки (л.д.4-6, 36-37).
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13 мая 2019 года в удовлетворении заявленных исковых требовании отказано в полном объеме (л.д. 191-198).
В апелляционной жалобе истец П.Р.А. ссылаясь на преюдициальность вступивших в законную силу судебных актов, которыми продлен его статус вынужденного переселенца и на администрацию города Невинномысска возложена обязанность о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы - П.Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его детей П.Д.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Ю.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также П.Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по первоначальной дате постановки на учет и в списке под прежним номером и установлено фактическое место жительства истца, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 200-202).
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правоотношения, связанные с реализацией прав вынужденных переселенцев на обеспечение жилым помещением на территории Российской Федерации, регулируются законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства и нуждаются в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", вынужденным переселенцем признается: гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство, с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем (ч. 3 ст. 1 закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах").
Статус вынужденного переселенца согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", имеет специальный, целевой и срочный характер.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 Года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет.
Часть 5 статьи 5 закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" устанавливает совокупность юридических условий, при одновременном наличии которых, статус вынужденного переселенца подлежит продлению.
Одним из указанных условий является отсутствие у вынужденного переселенца и (или) членов его семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца, прав на жилое помещение по договору социального найма либо жилого помещения в собственность на территории Российской Федерации.
Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации.
Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.
Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В силу указанного постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Вышеуказанными Правилами предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.
Согласно п. "ж" п. 5 указанных Правил, абзацем 15 второго раздела подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По смыслу разъяснений п. "в" п. 18 указанных Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п. "ж" п.5 данных Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно п. п. 24, 26, указанных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.
Сводный список в отношении граждан, указанных в п. "ж" п. 5 указанных выше Правил (граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Из материалов дела следует, что П.Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус вынужденного переселенца, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
В письмах Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N, N (л.д. 51-53) и от ДД.ММ.ГГГГ N указано в том числе, что истец П.Р.А. зарегистрирован и проживает в домовладении по адресу: "адрес", которое принадлежит его матери П.С.В. Кроме того, в собственности П.С.В. находятся также квартиры по адресам: "адрес".
Отказывая в иске, суд сделал вывод что, в соответствии с действующим законодательством П.Р.А. является членом семьи своей матери П.С.В, оформление жилищного сертификата на имя истца будет нарушать требования действующего законодательства.
Кроме того, в письмах Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N, N (л.д. 51-53) и от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что сведения для включения П.Р.А. в сводный список в установленный правилами срок от администрации г.Невинномысска в Министерство не поступили, в связи с чем в сводных списках и списках претендентов на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы П.Р.А. не состоит, в связи с чем у министерства отсутствуют законные основания предоставить истцу сертификат (л.д. 46-48).
Суд, отказывая в иске, указал, что обеспечение жильем рассматриваемой категории граждан возможно только в случае включения их в сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан, в том числе по категории "вынужденные переселенцы" в пределах, предусмотренных на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Включение граждан в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка. Сводный список в отношении вынужденных переселенцев подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции. Обеспечение жильем семьи истца возможно только в случае включения их в перечисленные списки. Сведения для включения истца и его семьи в список получателей на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы из администрации города Невинномысска в министерство не поступало, доказательств обратного не имеется.
На основании изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным (недействительным) отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", изложенных в письменных ответах от ДД.ММ.ГГГГ N, N, ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказав в удовлетворении основного требования, суд оставил без удовлетворения и производные от основного требования истца о возложении обязанности оформить и направить в администрацию города Невинномысска для выдачи вынужденному переселенцу государственный жилищный сертификат в составе семьи на трех человек в порядке очередности по сводному списку граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по Ставропольскому краю, который он должен был получить в ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 15000 руб, включении в судебный акт указание для ответчика о сообщении суду и истцу об исполнении решения в установленные сроки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а также принимает во внимание, что Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 5 марта 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10 июля 2018 года отменены.
Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного искового заявления П.Р.А. о признании незаконным решения управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности продлить срок действия статуса вынужденного переселенца отказано.
Указанным кассационным определением установлено, что П.Р.А. зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери - П.С.В, расположенном по адресу: "адрес". Наличие постоянной регистрации П.Р.А. в указанном жилом помещении подтверждает факт проживания его по указанному адресу. Кроме дома, матери административного истца принадлежат на праве собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес", и квартира, расположенная по адресу: "адрес".
С учетом того, что матери административного истца принадлежит на праве собственности жилой дом, в котором административный истец зарегистрирован, у уполномоченного органа имелись правовые основания для отказа в удовлетворении заявления П.Р.А. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии преюдициальных решений является необоснованным.
При разрешении спора, судом верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения, поскольку правильное по существу решение не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 13 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца П.Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.