Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
с участием прокурора Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Курбанов М. Л.
на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 22 мая 2019 года по административному делу по иску ФКУ ЛИУ-8 УФ-СИН России по Ставропольскому краю к Курбанов М. Л. об установлении административного надзора,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А,
установила:
В Нефтекумский районный суд Ставропольского края поступило административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к Курбанов М. Л. об установлении административного надзора на срок восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями: запретом выезда за пределы Ставропольского края без разрешения ОМВД по месту жительства; запретом пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; обязанностью являться два раза в месяц в ОМВД по месту жительства или пребывания для регистрации, мотивируя следующим.
Курбанов М. Л, ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором "данные изъяты"); "данные изъяты" УК РФ в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и с ограничением свободы сроком на 1 год. Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ. Конец срока: ДД.ММ.ГГГГ. Осужденный Курбанов М.Л. за весь период отбывания наказания зарекомендовал себя следующим образом: имеет 5 дисциплинарных взысканий, из которых 1 дисциплинарное взыскание наложено до вступления приговора в законную силу, 1 дисциплинарное взыскание погашено давностью срока и 3 дисциплинарных взысканий являются действующими, поощрений не имеет. Характеризуется отрицательно. Приговором Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в качестве отягчающего обстоятельства в действиях Курбанова Курбанов М. Л. установлен опасный рецидив преступлений.
Представитель административного истца Коптарова Ю.В. уточнила административное ограничение - запретить Курбанов М. Л. выезд за пределы "данные изъяты" без разрешения ОМВД по месту жительства.
Обжалуемым решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 22 мая 2019 года административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю к Курбанов М. Л. об установлении административного надзора удовлетворено.
Установлен в отношении Курбанов М. Л. административный надзор на срок восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: запрет выезда за пределы "данные изъяты" без разрешения ОМВД по месту жительства; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; обязанность явиться два раза в месяц в ОМВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Курбанов М. Л. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Курбанов М. Л. просит решение отменить. Считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судья не предоставил ему адвоката для защиты его конституционных прав и законных интересов.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора района Галина В.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав заключение прокурора Колячкиной И.В. о необходимости изменения решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу требований части 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исходя из части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Приговором Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Курбанов М. Л. осужден по п. " "данные изъяты" УК РФ, в соответствии со ст. "данные изъяты" УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения, окончательно назначено Курбанов М. Л. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год, то есть за совершение тяжкого преступления.
Срок наказания осужденному исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отбытый осужденным срок лишения свободы составляет 02 месяца 27 дней.
Из приговора Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наказание Курбанов М. Л. назначено судом, с учетом наличия в его действиях опасного рецидива преступлений.
В соответствии с представленной на осужденного характеристикой и иными материалами, Курбанов М. Л. по складу характера спокойный, хитрый. Отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания. Правила пожарной безопасности знает и соблюдает. "данные изъяты"
Курбанов М. Л. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ в связи с "данные изъяты" впервые выявлен в 2013 году, в местах лишения свободы. После повторного осуждения "данные изъяты" по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Далее был этапирован в "данные изъяты" на дальнейшее амбулаторное лечение. За время нахождения в учреждении ФКУ ЛИУ-8 "адрес" СК от лечения периодически отказывается, обследуется регулярно. "данные изъяты". В настоящее время состояние больного "данные изъяты" "данные изъяты"
Разрешая заявленные начальником ФКУ ЛИУ-8 УФ-СИН России по "адрес" требования, суд первой инстанции, учитывая, что Курбанов М. Л. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, руководствуясь положениями пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к выводу об установлении в отношении административного ответчика (поднадзорного лица) административного надзора.
Судебная коллегия отмечает, что, принимая решение, суд первой инстанции не учел положения части 4 статьи 5 и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которых, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Заявление об установлении административного надзора не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, обязаны подавать органы внутренних дел.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснил, что в силу части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ администрация исправительного учреждения должна обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, а орган внутренних дел в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, с таким заявлением должен обратиться по месту жительства или пребывания этого лица не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, установлен специальный субъект обращения с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Учитывая, что Курбанов М. Л. приговором Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ Курбанов М. Л. осужден по п "данные изъяты" УК РФ, в соответствии со ст "данные изъяты" РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения, окончательно назначено Курбанов М. Л. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год, которое Курбанов М. Л. еще не отбыл, исправительное учреждение не могло обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора. С таким заявлением мог обратиться орган внутренних дел по месту жительства Курбанов М. Л.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом прав административного ответчика на защиту ввиду необеспечения его защитником, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержат положений, обязывающих суд обеспечивать административного ответчика защитником при рассмотрении дела об установлении административного надзора.
Статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает право гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей.
Курбанов М. Л. правом уполномочить на участие представителя не воспользовался, вопреки доводам апелляционной жалобы, ходатайств об отложении слушания по делу в связи с необходимостью извещения своего представителя, не заявлял.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не было, судом не применены положения части 4 статьи 5 и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ и не учтены вышеуказанные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в силу пункта 4 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является нарушение или неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменение закона, подлежащего применению.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 22 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска ФКУ ЛИУ-8 УФ-СИН России по "адрес" об установлении административного надзора.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.