Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Болотовой Л.А, Корнушенко О.Р,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика П... на решение Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
по административному делу по административному исковому заявлению П... к администрации МО Яснополянский сельсовет о признании бездействия незаконным,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения административного истца П.., представителя административного ответчика администрации МО Яснополянский сельсовет по доверенности Б..
установила:
П... обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию Яснополянский сельсовет "адрес" о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что П... является арендатором земельного участка с кадастровым номером.., расположенного в поселке... Им получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, данный жилой массив вошел в границы населенного пункта поселка... с видом разрешенного использования для садоводства и огородничества.
Решением Совета депутатов Яснополянского сельсовета "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении правил землепользования и застройки" массив с кадастровым номером... находится в территориальной зоне Ж2 - зона среднеэтажной жилой застройки.
В настоящее время, согласно Постановлению администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета, вид разрешенного использования земельных участков изменен с "садоводства и огородничества" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Арендаторы земельных участков, в том числе и он, неоднократно обращались с заявлениями в адрес ответчика по вопросу коммуникаций, поскольку в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В связи с принятием "адрес", арендаторы земельных участков, в том числе и он, обратились с заявлением в адрес губернатора "адрес" и Приемную Президента РФ. В заявлении просили в рамках "адрес" N-кз от ДД.ММ.ГГГГ "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований "адрес" и органами государственной власти "адрес"" выполнить все достаточные и необходимые меры (утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов "адрес"; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ по организации водоснабжения и водоотведения и иные) по организации водоснабжения и водоотведения на земельных участках, расположенных в "адрес" в кадастровом массиве... в 2019 году.
Ответ на данное заявление был дан министерством жилищно-коммунального хозяйства "адрес", где указано: "принятие закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз не отменяет положения законодательства, отнесенные к полномочиям органа местного самоуправления, по разработке технического задания и инвестиционной программы. Для участия в краевой адресной инвестиционной программе на плановый период 2020 и 2021 годов в части водоснабжения и водоотведения указанной территории органу местного самоуправления - администрации Яснополянского сельсовета, необходимо разработать техническое задание и инвестиционную программу".
Решение о переводе жилого массива с кадастровым номером... в зону Ж1 было принято органами местного самоуправления еще в 2016 году. С 2016 года по настоящее время органы местного самоуправления не выполняли своих обязательств по обеспечению водоснабжением и водоотведением указанных территорий. Как выясняется, не были даже выполнены обязательства по разработке и утверждению технического задания с целью решения вопроса с водоснабжением и водоотведением.
За все время ответчиком был лишь направлен запрос-заявка на получение технических условий по водоснабжению и водоотведению и ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что технической возможности нет, ввиду отсутствия мощностей.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет "адрес", выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале... расположенном в п..., "адрес".
Обязать муниципальное образование Яснополянский сельсовет "адрес" разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале 26... расположенном в п..., "адрес".
Признать незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет "адрес", выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в.., "адрес".
Обязать муниципальное образование Яснополянский сельсовет "адрес" разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в... "адрес".
Обжалуемым решением Предгорного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования П... удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет "адрес", выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в... "адрес".
Суд обязал муниципальное образование Яснополянский сельсовет "адрес" разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в.., "адрес".
Суд признал незаконным бездействие муниципального образования Яснополянский сельсовет "адрес", выразившееся в непринятии мер по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в п..., "адрес".
Суд обязал муниципальное образование Яснополянский сельсовет "адрес" разработать, согласовать и утвердить инвестиционную программу по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале.., расположенном в.., "адрес".
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель административного ответчика П... просит решение Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает что администрация МО Яснополянского сельсовета "адрес" выполнила целый комплекс необходимых мероприятий для решения вопроса о разработке и утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по согласованию и утверждению инвестиционной программы по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения в кадастровом квартале... в... рного района "адрес", в связи с чем, вывод суда о непринятии мер и бездействии Администрации МО Яснополянского сельсовета "адрес" по решению вопросов, изложенных в иске, несостоятелен.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом.., представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3. части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В соответствии со ст. 3 Закона СК N-кз от ДД.ММ.ГГГГ "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований "адрес" и органами государственной власти "адрес"" органы государственной власти осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов "адрес" по организации водоснабжения и водоотведения в виде: -организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; - определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа "адрес" гарантирующей организации; - согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов "адрес"; - утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; - согласование инвестиционных программ; - иные полномочия установленные ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об инвестиционных и производственных программах, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п. 6 указанных Правил, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
В соответствии с п. 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение Орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от... года П... является арендатором земельного участка с кадастровым номером.., площадью 859 кв.м, расположенного по адресу:...
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ (и дополнительным соглашениям к договору аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) были внесены изменения в разрешенное использование земельного участка на "для индивидуального жилищного строительства".
ДД.ММ.ГГГГ П... выдано разрешение N... на строительство на земельном участке площадью 859 кв.м. с кадастровым номером.., по адресу:... индивидуального жилого дома (площадь застройки 159,41 кв.м.2-этажное строение) сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным ответчиком не оспаривался факт отсутствия водоснабжения и водоотведения в п.... в жилом массиве с кадастровым номером... а также не оспаривался факт отсутствия разработанного и согласованного технического задания и инвестиционной программы.
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Яснополянский сельсовет "адрес" указала, что средств в бюджете муниципального образования Яснополянского сельсовета на изготовление проектов по газоснабжению и водоснабжению в 2018 году не предусмотрено. При формировании бюджета на 2019 год будет рассмотрен вопрос по планированию средств на вышеуказанные цели.
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Яснополянский сельсовет сообщила, что на 2019 год планирование средств на подготовку проектно-сметной документации по водоснабжению не представляется возможным.
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ Министерства жилищно-коммунального хозяйства "адрес" указано, что принятие "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований "адрес" и органами государственной власти "адрес"", не отменяет положения законодательства, отнесенные к полномочиям органа местного самоуправления, по разработке технического задания и инвестиционной программы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны Администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета "адрес" усматривается незаконное бездействие, выраженное в не разработке технического задания и инвестиционной программы по обеспечению водоснабжением и водоотведением жилого массива с кадастровым номером.., расположенного в поселке... Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, являются несостоятельными и по существу сводятся к иной оценке доказательств, об обстоятельствах, исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Доводы апеллянта о разработке технического задания судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку данные действия имели место после обращения административного истца с настоящими требованиями за судебной защитой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением обязанность по устранению допущенных нарушений возложена не на администрацию МО, а на муниципальное образование не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, поскольку это не привело к принятию не правильного решения по делу, а стороны не лишены права обратиться в суд за разъяснением исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Предгорного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.