Ставропольского краевого суда Песоцкий В.В., рассмотрев жалобу Шамшетдинова Д.Э. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Туркменского района Ставропольского края от 01.02.2019 и решение судьи Туркменского районного суда Ставропольского края от 21.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Шамшетдинова Д.Э.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Туркменского района Ставропольского края от 01.02.2019 ИП Шамшетдинов Д.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (далее - постановление мирового судьи от 01.02.2019).
Решением судьи Туркменского районного суда Ставропольского края от 21.03.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Шамшетдинова Д.Э. - без удовлетворения (далее - решение судьи от 21.03.2019).
В жалобе, поданной в краевой суд, Шамшетдинов Д.Э. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
24.12.2018 государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае "... " В.М. составлен протокол
N 26/12-7364-18-И, согласно которому ИП Шамшетдиновым Д.Э. в установленный срок (до 30.11.2018) не исполнено предписание N 21/26/12-9584-18-И от 08.11.2018.
Обстоятельства, изложенные в данном протоколе, послужили основанием для привлечения Шамшетдинова Д.Э. к административной ответственности по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи от 01.02.2019, оставленного без изменения решением судьи районного суда от 21.03.2019.
В жалобе Шамшетдинова Д.Э. приведены доводы о допущенных должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении нарушениях процессуальных требований КоАП РФ, выразившихся в проведении данного процессуального действия в отсутствие Шамшетдинова Д.Э. и при отсутствии данных о заблаговременном и надлежащем извещении последнего.
Данные доводы заявителя заслуживают внимания на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При этом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Иное толкование вышеприведённых норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Из содержания протокола N 26/12-7364-18-И от 24.12.2018 об административном правонарушении следует, что он был составлен в отсутствие Шамшетдинова Д.Э, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (л.д. 4-6).
В материалах дела имеется уведомление о явке для составления протокола (л.д. 7), в котором указан только адрес ("... "), адресат в данном уведомлении не указан.
Сведения о направлении уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, либо вручении лично
Шамшетдинову Д.Э. в деле отсутствуют.
Сведений о направлении копии протокола Шамшетдинову Д.Э. материалы дела также не содержат.
Тем самым Шамшетдинов Д.Э. оказался лишённым предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу сведений, вносимых в составленный процессуальный акт.
Сведения, касающиеся виновности Шамшетдинова Д.Э. в совершении вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного
ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, основаны, в том числе и на основании такого доказательства как протокол об административном правонарушении, допустимость которого, в свою очередь, оспаривается заявителем.
Указанные обстоятельства не получили надлежащей оценки мировым судьёй и судьё районного суда в обжалуемых судебных актах.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством выводы о наличии в действиях Шамшетдинова Д.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, являлись бы преждевременными.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что устранить на стадии рассмотрения дела допущенное нарушение требований КоАП РФ не представляется возможным, а возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении не предусмотрено законом, постановление мирового судьи от 01.02.2019 и решение судьи районного суда от 21.03.2019 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Шамшетдинова Д.Э. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Туркменского района Ставропольского края от 01.02.2019 и решение судьи Туркменского районного суда Ставропольского края от 21.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Шамшетдинова Д.Э. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшиеся по делу судебное постановление.
И.о. заместителя председателя В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.