Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А,
судей Соловьева В.Н, Вениченко О.В,
при секретаре Ербягиной М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал" об обязании совершить определенные действия
по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия на решение Черногорского городского суда от 02 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соловьева В.Н, объяснения представителя министерства имущественных и земельных отношения Республики Хакасия- Павловой Н.Ю, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Тулиной О.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее- Министерство), государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал" (далее- ГУП РХ "Хакресводоканал" или Предприятие) об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований привел следующие обстоятельства.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Предприятием прав потребителей, проживающих в городе Черногорске, на бесперебойное оказание коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
Учредителем Предприятия является Правительство Республики Хакасия в лице министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия- органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия. Министерство, как собственник сетей водоснабжения и водоотведения в городе Черногорске, не обеспечивает надлежащим образом соблюдение норм и правил эксплуатации инженерных сооружений.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил:
- обязать Министерство в срок до 01.06.2019 выделить денежные средства и приобрести необходимое оборудование и материалы для капитального ремонта участков сети холодного водоснабжения в городе Черногорске и капитального ремонта напорного коллектора сети водоотведения по ул. Угольная в городе Черногорске:
трубу Ду160 ПЭ 100 SDR17- 550 метров,
трубу Ду 110 ПЭ 100 SDR17- 200 метров,
фланцы Ду 160- 8 штук,
втулки под фланец Ду 160- 8 штук,
фланцы Ду 110- 4 штук,
втулки для фланцев ДУ 110- 4 штук,
седелки ДУ 160*50- 20 штук,
седелки ДУ 160*32- 20 штук,
седелки ДУ160*25; 20 штук,
седелки ДУ 110*50-10 штук,
седелки ДУ 110*32-10 штук,
седелки ДУ110*25-10 штук,
электроды ОК46 4 мм- 50 кг,
труба ПЭ 100 SDR26 450х17,2- 450 метров,
втулки под фланец 450 мм-2 штук;
- обязать ГУП РХ "Хакресводоканал" в срок до 01.08.2019 произвести капитальный ремонт участков сети холодного водоснабжения в городе Черногорске:
- по ул. Металлургов - ул. Космонавтов, Ду 160, заменить 150 п.м,
- район угольщиков, Ду 160, заменить 200 п.м,
- по ул. Советская, 30, Ду 110, заменить 100 п.м,
- район РМЗ, Ду 110, заменить 100 п.м,
- по ул. Юбилейная, 30, Ду 160, заменить 100 п.м,
- по ул. Чапаева, 37, Ду 160, заменить 100 п.м,
а также произвести капитальный ремонт напорного коллектора сети водоотведения по ул. Угольная в городе Черногорске.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал уточненные исковые требования.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Павлова Н.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований, приводя следующие доводы, изложенные в письменном отзыве.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.11.2017 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Ссылаясь на положения части 2 ст. 126 и ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", полагала, что полномочия Министерства в отношении Предприятия и переданного Предприятию в полное хозяйственное ведение имущества прекращены с указанной даты. Полномочия собственника должника - унитарного предприятия перешли к конкурсному управляющему. В силу статей 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) обязанность собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества действующим законодательством не предусмотрена. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, Республика Хакасия не несет ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, если банкротство вызвано собственником этого имущества, однако таких доказательств в материалы дела не представлено. Отсутствуют правовые основания возлагать на Министерство обязанность по приобретению оборудования и материалов для капитального ремонта имущества, закрепленного за Предприятием. Бюджетное финансирование профильной для Предприятия деятельности осуществляет министерство строительства и коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Представитель ГУП РХ "Хакресводоканал" - Струкова Т.В. не возражала против удовлетворения исковых требований, за исключением предложенного прокурором срока выполнения ремонтных работ, не учитывающего их сезонный характер. Просила установить срок исполнения решения суда продолжительностью 12 месяцев. Возражала против доводов, указанных представителем министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, полагая, что законодательство о банкротстве не освобождает собственника имущества Предприятия от обязанности по содержанию его имущества.
Суд постановилвышеуказанное решение, которым удовлетворил исковые требования прокурора в полном объеме.
С решением суда в части удовлетворенных к нему исковых требований не согласилось министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Министерство просит решение суда в части возложения на него обязанности по приобретению оборудования и материалов для капитального ремонта сетей водоснабжения и водоотведения в городе Черногорске отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству отказать.
Повторяя доводы, изложенные в письменных возражениях относительно исковых требований, Министерство полагает, что суд неправильно применил положения статей 210, 294, 295 ГК РФ, статей 7, 126, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не принял во внимание факт банкротства Предприятия и отсутствие вины собственника в банкротстве. Кроме того, суд не применил положения подпункта 1 пункта 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в силу которых в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и водоотведение, своих обязательств, соответствующие полномочия возлагаются на орган местного самоуправления городского округа, то есть администрацию города Черногорска, не привлеченную к участию в деле. В обоснование необходимости приобретения соответствующих оборудования и материалов для капитального ремонта суду не представлена проектная документация, обязанность по разработке которой несет Предприятие.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Черногорска выражает согласие с решением суда.
Письменных возражений на апелляционную жалобу от ГУП РХ "Хакресводоканал" не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства имущественных и земельных отношения Республики Хакасия- Павлова Н.Ю. поддержала доводы жалобы, на вопросы суда пояснила, что материалы и оборудование, перечисленные в решении суда, у министерства отсутствуют, бюджетная роспись не предусматривает финансирование расходов на приобретение данного имущества, ГУП РХ "Хакресводоканал" находится в ведомственной принадлежности министерства по градостроительной и жилищной политики Республики Хакасия.
Прокурор Тулина О.Е. в судебном заседании решение суда поддержала, не оспаривала то обстоятельство, что материалы и оборудование, перечисленные в решении суда, у министерства отсутствуют, расходы на приобретение данного имущества бюджетом Республики Хакасия не предусмотрены.
Представитель ГУП РХ "Хакресводоканал" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда в обжалованной части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основанием для обращения прокурора с настоящим иском послужила угроза нарушения прав потребителей услуг водоснабжения и водоотведения в городе Черногорске, оказываемых ГУП РХ "Хакресводоканал", по причине изношенности и аварийного состояния соответствующих сетей, закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУП РХ "Хакресводоканал" обязанности произвести капитальный ремонт участков сети холодного водоснабжения и напорного коллектора сети водоотведения в городе Черногорске.
Решение суда в данной части на обжаловано.
Удовлетворяя исковые требования к Министерству, суд исходил из того, что соответствующие сети водоснабжения и водоотведения являются собственностью Республики Хакасия, переданы в хозяйственное ведение ГУП РХ "Хакресводоканал". Предприятие находится в ведомственной принадлежности министерства по градостроительной и жилищной политики Республики Хакасия. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, в том числе в отношении нуждающегося в капитальном ремонте сетевого хозяйства ГУП РХ "Хакресводоканал". Полагая, что Министерство в силу ст. 210 ГК РФ несет обязанность по содержанию имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, суд пришел к выводу, что Министерство не освобождается от данной обязанности и в случае признания государственного унитарного предприятия банкротом. Определяя перечень подлежащего передаче для выполнения ремонта оборудования и материалов, суд исходил из того, что он не был оспорен Министерством, исполнение возложенной обязанности по передаче Предприятию материалов и оборудования для капитального ремонта не требует выделения денежных средств.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, как постановленными с нарушением норм материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в соответствующей части.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Устава ГУП РХ "Хакресводоканал" учредителем предприятия является Республика Хакасия в лице государственного комитета по управления государственным имуществом Республики Хакасия (в настоящее время - министерство имущественных и земельных отношения Республики Хакасия).
Предприятие находится в ведомственной принадлежности министерства по градостроительной и жилищной политики Республики Хакасия.
Имущество Предприятия, в том числе указанные в решении суда участки сети холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в городе Черногорске, является собственностью Республики Хакасия, которое передано в хозяйственное ведение ГУП РХ "Хакресводоканал".
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения определены статьей 5 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", они включают, в том числе, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения.
Материально-техническое обеспечение организаций, осуществляющих централизованное водоснабжение и водоотведение, в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не входит.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (ст. 2 указанного Федерального закона).
ГУП РХ "Хакресводоканал" относится к указанным организациям и несет их обязанности.
Часть 1 ст. 8 названного Федерального закона предусматривает, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Правовой режим имущества ГУП РХ "Хакресводоканал" определяется положениями статьи 113 ГК РФ. Имущество Предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, которое в силу ст. 216 ГК РФ относится к вещным правам наряду с правом собственности.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294 ГК РФ).
Возлагая на Министерство обязанность по содержанию имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Предприятием, суд неправильно применил положения статьи 210 ГК РФ, из которых следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, не учел компетенцию Министерства, которое является органом государственного управления, а не собственником имущества государственного унитарного предприятия.
Между тем, из вышеприведенных норм права в их системном толковании следует, что бремя содержания имущества, закрепленного за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возлагается на данное унитарное предприятие.
Таким образом, именно ГУП РХ "Хакресводоканал" является законным владельцем централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в обязанность которого как эксплуатирующей организации входит поддержание их в работоспособном технически исправном состоянии и выполнение необходимого ремонта.
Производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа), - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (ст. 2 указанного Федерального закона).
Исходя из положений ст. 41 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения должен предусматриваться производственной программой ГУП РХ "Хакресводоканал", которая разрабатывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, то есть самим Предприятием, на срок действия регулируемых тарифов. Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов.
Судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о том, что передача Министерством Предприятию материалов и оборудования для капитального ремонта не требует выделения денежных средств.
Судом не проверялось фактическое наличие у Министерства оборудования и материалов, являющихся предметом решения суда, а при их отсутствии- выделение Министерству соответствующих бюджетных ассигнований на принятие расходных обязательств с целью приобретения указанных в решении суда материалов и оборудования, а также не исследовалась допустимость и соответствие бюджетному законодательству принятие Министерством расходных обязательств без учета установленного разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также без учета источников финансирования производственной программы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, а также без учета принципа подведомственности расходов бюджетов, закрепленного в статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия не является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в отношении ГУП РХ "Хакресводоканал".
Судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по ремонту указанных в решении суда участков сети холодного водоснабжения и напорного коллектора сети водоотведения в городе Черногорске несет ГУП РХ "Хакресводоканал", а вывод суда о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу приобрести оборудование и материалы для их ремонта нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что решение суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству основано на неверном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.
Определив срок исполнения возложенной на ГУП РХ "Хакресводоканал" обязанности, обусловив его предварительным исполнением обязанности по передаче оборудования и материалов со стороны Министерства, суд нарушил положения части 2 ст. 107 ГПК РФ, согласно которым процессуальные сроки определяются датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом.
С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований к ГУП РХ "Хакресводоканал" подлежит изменению путем определения срока исполнения обязанности по производству ремонта- в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черногорского городского суда от 02 апреля 2019 года по настоящему делу в части возложения на министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия обязанности приобрести и передать государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал" оборудование и материалы для капитального ремонта участков сети холодного водоснабжения и напорного коллектора сети водоотведения в городе Черногорске отменить, в указанной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия- отказать.
Решение Черногорского городского суда от 02 апреля 2019 года по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований к государственному унитарному предприятию Республики Хакасия "Хакресводоканал"- изменить.
Обязать государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакресводоканал" в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда произвести капитальный ремонт участков сети холодного водоснабжения в городе Черногорске:
- по ул. Металлургов - ул. Космонавтов, Ду 160, заменить 150 п.м,
- район угольщиков, Ду 160, заменить 200 п.м,
- по ул. Советская, 30, Ду 110, заменить 100 п.м,
- район РМЗ, Ду 110, заменить 100 п.м,
- по ул. Юбилейная, 30, Ду 160, заменить 100 п.м,
- по ул. Чапаева, 37, Ду 160, заменить 100 п.м,
а также произвести капитальный ремонт напорного коллектора сети водоотведения по ул. Угольная в городе Черногорске.
В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи В.Н. Соловьев
О.В.Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.