Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО6,
судей ФИО6 и ФИО6,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лакской межрайонной прокуратуры к МКОУ " "адрес" СОШ" о признании незаконным бездействия и обязании принять меры по материально техническому обеспечению образовательной деятельности по апелляционной жалобе представителя администрации МР " "адрес"" ФИО6 на решение Лакского районного суда Республики Дагестан от "дата".
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
Лакский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации МР " "адрес"" о признании незаконным бездействия директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации МР " "адрес", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Требования иска мотивированы тем, что в ходе проведенной Лакской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательных организациях установлено, что на протяжении длительного периода в Муниципальном казённом образовательном учреждении " "адрес" средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "адрес" СОШ), не принимаются меры по исполнению требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.
В ходе проверки установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ " "адрес" СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере, по сколько отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, приборов медицинского имущества, предусмотренный приложением N1, инструкции.
В частности, предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет.
Кроме того, отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствии, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 553 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п.5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Функции руководителей образовательных учреждений в части обеспечения организации обучения граждан к начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в определены Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным Приказом Министерства обороны РФ "96 и Министерства образования и науки РФ N 134 от 24.02.2010 (далее Инструкция).
Согласно п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются, в том числе: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
В соответствии с п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а так же обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В силу п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий.
Основаниями для обращения прокурора в суд с настоящим иском явилось то обстоятельство, что выявленные нарушения в ходе проверки по соблюдению требований действующего законодательства, выражающееся в бездействии МКОУ " "адрес" СОШ" по материально техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы нарушает права учащихся на получения знаний в указанной области в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также нарушает права и законные интересы государства на организацию обороны Российской Федерации.
Просит суд признать незаконным бездействие директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрации МР " "адрес", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ".
Обязать директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрацию МР " "адрес"" принять меры по материально техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ".
Решением Лакского районного суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Исковые требования Лакской межрайонной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКОУ " "адрес" СОШ", и администрации МР " "адрес"", связанное с непринятием мер по материально-техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес" РД.
Обязать директора МКОУ " "адрес" СОШ" и администрацию МР " "адрес"" принять меры по материально техническому обеспечению образовательной деятельности для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес" РД.".
В апелляционной жалобе представитель администрации МР " "адрес"" ФИО6 просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что с решением суда ответчик согласен и признает исковые требования Лакского межрайонного прокурора в судебном заседании. Однако исполнить данное решение Лакского районного суда не представляется возможным в связи с отсутствием финансовых и материальных средств в "адрес" средней общеобразовательной школе и отсутствием финансирования в этом направлении в "дата" году, так как в бюджете МР " "адрес"" указанные средства для выполнения решения суда не заложены и будут заложены в бюджете района в "дата" году.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор Лакской межрайонной прокуратуры ФИО6 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в виду следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящий иск предъявлен прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 553 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п.5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Функции руководителей образовательных учреждений в части обеспечения организации обучения граждан к начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в определены Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным Приказом Министерства обороны РФ "96 и Министерства образования и науки РФ N 134 от 24.02.2010 (далее Инструкция).
Согласно п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются, в том числе: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
В соответствии с п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, а так же обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В силу п. 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 28 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Лакской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что материально техническое оснащение в МКОУ " "адрес" СОШ" для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не обеспечено в полной мере, а именно отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий, предметов медицинского имущества.
В частности, предметный кабинет полностью не укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями. Наглядные пособия и принадлежности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов не обновлялись на протяжении последних 3-х лет.
Отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствии, приборы радиационной и химической разведки (в количестве 1 шт.), макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ (в количестве 1 шт.), макет автомата Калашникова 7.62 мм, санитарно хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
Согласно справке Лакской межрайонной прокуратуры о результатах проверки соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательном учреждении МКОУ " "адрес" СОШ" "адрес" от "дата" выявлены аналогичные нарушения в деятельности МКОУ " "адрес" СОШ", а именно: -материально техническое оснащение для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы обеспечено не в полной мере; отсутствует минимальный перечень учебно-наглядных пособий; приборов медицинского имущества; предметный кабинет не полностью укомплектован наглядными пособиями и принадлежностями и не обновлялся в течении 3-х лет; отсутствует соответствующий спортивный городок с элементами полосы препятствий; отсутствуют приборы радиационной и химической разведки; отсутствует макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ; отсутствует макет убежища в разрезе или формате ЭОИ; отсутствует макет автомата Калашникова, отсутствует санитарно-хозяйственное имущество инвентарное, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная.
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции признавались и представителем МКОУ " "адрес" СОШ", и представителем администрации МР " "адрес"", которые в судебном заседании признавали исковые требования прокурора.
Не опровергаются данные факты и в апелляционной жалобе.
В связи с изложенным суд правильно применил подлежащие применению нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушения норм материального и процессуального права в жалобе не указаны; наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда из материалов дела судебной коллегией не усматривается.
При этом вопреки доводам жалобы отсутствие финансовых средств для исполнения принятого по делу решения суда основанием для его отмены не является.
При разрешении дела судом дана полная и всесторонняя оценка исследованным доказательствам, правильно применены нормы материального права, в связи с чем основания для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лакского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР " "адрес"" ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.