Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Ташанова И.Р. и Османова Т.С.
при секретаре судебного заседания Алиеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Республики Дагестан, третьему лицу, не заявляющих самостоятельных требований - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД о признании незаконным решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий", выданного ФИО1 и прекращении выплаты ему ежемесячных выплат как ветерану боевых действий, и обязать МВД по РД и возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий, обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД возобновить ежемесячную денежную выплату ФИО1. как ветерану боевых действий, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А, объяснения представителя истца ФИО1 ФИО9 (на основании ордера N от "дата"), просившего решение суда отменить, объяснения представителя МВД по РД ФИО10 (на основании доверенности от "дата"), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1 обратился с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД по РД), третьему лицу, не заявляющих самостоятельных требований Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ ОПФР по РД) о признании незаконным решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий", выданного ФИО1. и прекращении выплаты ему ежемесячных выплат как ветерану боевых действий, и обязать МВД по РД и возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий, обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД возобновить ежемесячную денежную выплату ФИО1 как ветерану боевых действий.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходил службу в органах внутренних дел РД на различных должностях. В период прохождения службы в органах внутренних дел со "дата" по "дата" находился в составе группы оперативного управления МВД России в ЧР и выполнял обязанности борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики.
В "дата" года ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, через отделение пенсионного фонда России по РД производилась ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых действий.
В конце "дата" года ему стало известно, что комиссией МВД по РД по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от "дата" признано недействительным его удостоверение "Ветеран боевых действий" и прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Решение комиссии Министерства внутренних дел по РД от "дата" полагает незаконным по следующим основаниям.
Согласно приказу начальника УВД г. Махачкалы полковника милиции ФИО11 от "дата" N "О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы в распоряжение оперативного штаба МВД РД по "адрес"" сотрудники ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы МВД РД, в том числе и он, инспектор ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы МВД РД, был откомандирован для несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающую к ней территорию.
Факт несения службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской республики подтверждается справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции ФИО12.
Кроме того, решение Комиссии Министерства внутренних дел по РД от "дата" о признании недействительным удостоверения участника боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат не соответствуют положениям ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Европейского суда.
Поскольку право на получение единовременной денежной выплаты, как и иные выплаты, входит в состав имущественных прав получателя выплаты, следовательно, лишить правообладателя этих прав может только суд.
По изложенным основаниям просит признать незаконным решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий", выданного ФИО1, и прекращении выплаты ему ежемесячных выплат как ветерану боевых действий, и обязать МВД по РД и возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий, обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РД возобновить ежемесячную денежную выплату ФИО1 как ветерану боевых действий.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" в удовлетворении исковых требований ФИО1. отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1. просит решение суда отменить. Полагает судом допущено неправильное толкование норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд исходил из того, что сведений, подтверждающих факт нахождения истца в командировке в Чеченской Республике, не имеется. Вывод суда является необоснованным.
Постановлением Правительства Российской Федерации N от "дата" "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации регулируется Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от "дата" N.
В соответствии с п. 3.2 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесённых к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач и условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, и т.д.".
Из материалов дела следует, что согласно приказу начальника УВД г. Махачкалы полковника милиции ФИО11 "О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкала в распоряжении оперативного штаба МВД РД по "адрес" N" сотрудники милиции отдела внутренних дел, в том числе истец, ФИО1, инспектор ОБДПС при УВД г. Махачкалы, были откомандированы для несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающей к ней территории на 45 суток.
Факт несения им службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской Республики подтверждается также справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции ФИО12.
С учетом того, что факт несения им службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Чеченской Республике нашел свое документальное подтверждение, в 2006 году ему было выдано удостоверение участника боевых действий. Соответственно, справка ГУ ОШ МВД РД является доказательством, документально подтверждающим факт прохождения им службы в условиях вооруженного конфликта.
Более того, действовавшее на тот период и в настоящее время законодательство, регулирующие порядок выдачи удостоверений и наделения лиц, принимавших участие в вооружённых конфликтах, статусом ветерана, не предусматривало и не предусматривает истребование у заявителя или представление иных документов.
Суд согласился с доводами ответчика о том, что среди приказов, изданных в УВД г. Махачкалы и МВД по Республике Дагестан за 1994, 1995 и 1996 годы, имеется лишь один приказ об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкала в распоряжение ОШ N МВД по РД в "адрес" от "дата" N.Других приказов об откомандировании в приграничные с ЧР районы Республики Дагестан не издавалось, а также из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России" следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР ФИО1. не имеются, также отсутствует подлинник справки ГУОШ МВД РД.
В материалах дела имеется копия справка ГУОШ МВД России о нахождении ФИО1. в служебной командировке в составе группы оперативного управления в Чеченской Республике и приграничной зоне, заверенная капитаном милиции ФИО13, которая была истцом представлена вместе с рапортом в УК МВД по РД.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, граждане не должны исправлять ошибки государственных органов. Более того, ответственность за совершение технических ошибок и сохранность документов не должна ложиться на граждан. Следовательно, отсутствие в архивах МВД РД приказа об откомандировании 45 человек в зону конфликта, не сохранение архива, не должно отражаться на нем, и на него не возложена обязанность и по их сохранности.
Судом указанные обстоятельства не учтены. Суд не обосновал в решении и представитель ответчика не смог ответить суду, в связи с чем спустя двенадцать лет после получения звания ветерана, комиссия, у которой в "дата" году имелись соответствующие материалы для приобретения им статуса ветерана в 2018 году приняла решение об его аннулировании.
Необоснованно судом не приняты во внимание его доводы относительно того, что решение Комиссии МВД по РД от "дата" о признании недействительным удостоверения участника боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, также не соответствуют положениям ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Европейского суда.
Статьей 23.1 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрен перечень лиц, обладающих правом на ежемесячную денежную выплату, в числе которых указаны и ветераны боевых действий.
Поскольку право на получение единовременной денежной выплаты, как и иные выплаты, входит в состав имущественных прав получателя выплаты, следовательно, лишить правообладателя этих прав может только суд.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оспариваемое решение МВД по РД о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, и как следствие этому прекращение ежемесячной денежной выплаты не могут быть признаны законными, поскольку такие решения могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц, при рассмотрения которого должен разрешаться вопрос о наличии у истца права на удостоверение ветерана боевых действий.
Судом такое решение не принималось, в связи с чем права на получение льгот и компенсаций на основании данного удостоверения нарушены ответчиком.
Ссылка суда на то, что МВД по РД, являющийся территориальным органом МВД России, уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий, и в связи с этим, на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов и исправление ошибок, то есть аннулировать ранее выданные удостоверения, опровергается фактическими материалами дела и не согласуется с вышеприведенной позицией Европейского суда.
Доводы представителя МВД по РД о том, что согласно приказу МВД по РД N от "дата" "О создании комиссии" комиссия МВД по РД наделена полномочиями по аннулированию удостоверений участника в суде также не нашли свое подтверждение.
Данным приказом комиссия наделена полномочиями на выдачу или отказ в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", но ни как на принятие решения об аннулировании удостоверения (п. 1 приложения к приказу МВД по РД N от "дата")
Исходя из наличия у истца права на получение выплат и льгот, признанного государством, он получал выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством с 2006 года, то есть более 10 лет.
Ответчик на протяжении длительного времени не оспаривал наличие у него статуса ветерана боевых действий, также не установилзлоупотребление правом с его стороны при получении удостоверения "Ветерана боевых действий".
Фактически со стороны ответчика имеет место злоупотребление правом. С учетом этих обстоятельств им в суде также было заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности к действиям ответчика, которое судом безмотивно отклонено.
Суд не учел, что служебная проверка по факту выдачи 45 удостоверений "Ветерана боевых действий" проводилась в 2014 году, заключение по результатам служебной проверки вынесено "дата". Комиссией МВД РД решение об аннулировании удостоверений ветерана боевых действий вынесено "дата", то есть спустя 4 года и 5 месяцев.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Соответственно, суду подлежало руководствоваться требованиями ст. 196 - 200 ГК РФ и применить к действиям МВД РД, выразившимся в аннулировании удостоверения участника боевых действий, срок давности.
О явной заинтересованности суда в исходе суда также свидетельствует отказ в удовлетворении ходатайства истца о допросе свидетелей, которые вместе с ним по приказу N были откомандированы в распоряжение оперативного штаба МВД РД в "адрес" и могут подтвердить факт прохождения им службы в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в Чеченской Республике.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца адвоката ФИО14 и представитель ГУ ОПФР по РД, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не явились, о причинах своей неявки суд не известили.
От истца ФИО1 Ф.А. поступило письменное заявление об отложении судебного заседания на другой срок ввиду его болезни. Судом апелляционной инстанции данное ходатайство отклонено, поскольку суду не представлен документ, подтверждающий болезнь истца и не возможность его явки в судебное заседание по состоянию здоровья.
В отсутствие возражений со стороны явившегося в судебное заседание представителя МВД по РД ФИО10, с учетом сведений об извещении ГУ ОПФР по РД о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержденных уведомлением о вручении почтового отправления, отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения информацией о времени и месте судебного заседания, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО1 его представителя ФИО14 и представителя ГУ ОПФР по РД.
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с приведенной выше нормой, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от "дата" N 5- ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с "дата" года по "дата" года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с "дата" года.
Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно- ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до "дата" или Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Инструкции от "дата" N 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от "дата" N 763).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая года N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная выше Инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведенного правового регулирования следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от "дата" N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось и в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от "дата" N и действовавшем до "дата".
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, в силу приведенных выше правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от "дата" N и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Дагестан осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 60 пункта 13).
Подпунктом 11 пункта 14 названного положения закреплено право МВД по Республике Дагестан в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от "дата" N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Дагестан от "дата" N утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Дагестан отнесено в том числе рассмотрение документов и материалов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях с "дата" года (п. 1 Положения о комиссии МВД по Республике Дагестан).
Поскольку МВД по Республике Дагестан уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Дагестан организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть, исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Отвергая доводы истца о том, что решение Комиссии МВД по РД от "дата" о признании недействительным удостоверения участника боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, также не соответствуют положениям ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Европейского суда, право на получение единовременной денежной выплаты, как и иные выплаты, входит в состав имущественных прав получателя выплаты и, следовательно, лишить правообладателя этих прав может только суд, Комиссия МВД по РД неправомочна принимать решение об аннулировании удостоверения, суд первой инстанции исходил из правовой позиции Европейского Суда по правам человека.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от "дата" по делу "Москаль (Moskal) против Польши"). Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно Положению о комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденному приказом МВД по Республике Дагестан от "дата" N, названная комиссия наделена полномочиями на рассмотрение документов и материалов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях с "дата" года по "дата" года.
Из изложенного вытекает право названной комиссии на осуществление таких полномочий как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий. В противном случае она была бы лишена права исправления своих ошибок, что не согласуется с приведенной выше правовой позицией Европейского суда по правам человека.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы об отсутствии у комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий на принятие решения об аннулировании необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России. К подтверждающим документам относятся:
3.1. Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подпунктах 2-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах", - справки архивных учреждений, подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах", раздел III);
- участие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с "дата" по "дата";
- участие в операциях по боевому тралению в период с "дата" по "дата";
- служба в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий;
- принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения там боевых действий.
Подтверждающими документами также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, реализованные наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с "дата" по "дата" и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с "дата" по "дата", летные книжки.
Как установлено судом первой инстанции, на момент выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий у комиссии МВД по Республике Дагестан, предусмотренные в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России документы отсутствовали, а представленные им в комиссию приказ N от "дата" и справка заместителя руководителя ГУ ОШ Першуткина в отсутствие иных документов не являлись достаточным основанием для наделения ФИО1. статусом ветерана боевых действий.
При этом суд принимает во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии подлинника справки ГУ ОШ о пребывании ФИО1. в служебной командировке в Чеченской Республике в "дата" года и о том, что осмотром архивного дела N том 2 "Приказы начальника УВД по г. Махачкала, изданные в период с "дата" года по "дата"" установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокуратуры г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от "дата" N "О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ ФИО15", иных приказов с регистрационным номером 206 не имеется.
Среди приказов, изданных в УВД по г. Махачкала и МВД по Республике Дагестан за "дата" годы имеется лишь один приказ об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкале в распоряжение ОШ N МВД по РД в "адрес" от "дата" N. Других приказов об откомандировании в приграничные с Чеченской Республикой районы Республики Дагестан не издавалось.
Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России" следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУ ОШ МВД России в Чеченской Республике ФИО1 не имеются.
Исследованием личного дела ФИО1 суд установил, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании истца в "дата" году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решения комиссии МВД по РД от "дата" N "Об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий" является законным и обоснованным.
Аннулирование удостоверения "Ветеран боевых действий", выданного ФИО1 незаконно, повлекло обоснованное прекращение выплаты ему ежемесячных выплат как ветерану боевых действий.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы истца ФИО1. о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного решения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об оставлении исковых требований ФИО1. без удовлетворения.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.