Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО13,
судей ФИО12 и Алиевой Э.З,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО9 на решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от "дата" по иску ФИО1 к ГУ-ОПФР по РД в "адрес" о включении периодов работы в страховой стаж.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО12, объяснения ФИО1, просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управления ОПФР по РД в "адрес" о признании незаконным решения N 15 от 28 декабря 2017 года Управления ОПФР по РД в "адрес" об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязании включить в ее страховой стаж работы периоды работы с 1 июля 1980 года по 31 декабря 1999 года и обязании назначить ей страховую пенсию по старости с 21 декабря 2017 года, то есть со дня ее обращения за назначением пенсии.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом, имеющим право на установление страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с достижением пенсионного возраста. Она обращалась в ГУ-ОПФР по РД в "адрес" с заявлением об установлении страховой пенсии в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". К заявлению были приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии. 28 декабря 2017 года УОПФР по РД в "адрес" было принято решение N 15 об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что ФИО1 в расчетных книгах учета трудового стажа и заработка в СПК "им. Ленина" за период с 1 июля 1980 года по 31 декабря 1999 года не значится. Она проработала в колхозе "им. Ленина" с 1 июля 1980 года по 31 декабря 1999 года, что усматривается из справки, выданной правлением СПК "им. Ленина", однако, в книгах учета трудового стажа и заработка колхозников она указана как "Абдулхаликова ФИО3" без указания отчества вместо ФИО1. Факт ее работы в данном колхозе в указанный период подтверждается также свидетелями ФИО10 и ФИО11
Решением Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 17 апреля 2019 года постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать ГУ-ОПФР по Республике Дагестан в "адрес" включить период работы ФИО2 в колхозе "им. Ленина" с 1980 года по 1999 год в страховой стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости и назначить ей страховую пенсию по старости с 21 декабря 2017 года".
Не согласившись с данным решением, представитель ГУ-ОПФР по РД ФИО9 подал на него апелляционную жалобу, в которой указывается о его незаконности, необоснованности и содержится просьба об отмене.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что ФИО1 при обращении в пенсионный отдел, отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.
Истицей была представлена справка от 21 сентября 2017 года, выданная сельхозкооперативом "им. Ленина".
Произведена проверка факта работы в колхозе "им. Ленина" за период с 1980 года по 1999 год.
В ходе проверки выявлено, что в книгах расчетов труда и заработка членов колхоза ФИО1 отсутствует.
Однако, справка N 68 от 21 сентября 2017 года выдана правлением СПК "им. Ленина" на имя ФИО1 и при этом основанием выдачи данной справки указаны книги учета трудового стажа и заработка колхозников.
В связи с этим, период работы в колхозе не может быть засчитан в страховой стаж и, следовательно, право на страховую пенсию у истицы отсутствует.
В решении суда указано, что периоды работы истицей с 1980 года по 1999 год подтверждаются свидетельскими показаниями, тогда как у свидетеля ФИО11 согласно его трудовой книжке период работы в колхозе "им. Ленина" начинается с 5 января 1982 года.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании истец ФИО1 доводы жалобы не поддержала, просила отказать в ее удовлетворении, признав решение суда первой инстанции законным, обоснованным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
На основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно Приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Аналогичные положения содержались и в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 555 от 24 июля 2002 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в УОПФР по РД в "адрес" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УОПФР по РД в "адрес" N 15 от 28 декабря 2017 года ФИО1 было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ФИО1 в расчетных книгах учета трудового стажа и заработка в СПК "им. Ленина" за период с 1 июля 1980 года по 31 декабря 1999 года не значится.
Из представленных третьим лицом СПК "Им. Ленина" книг расчетов оплаты труда колхоза "им. Ленина" с 1980 года по 1999 год, следует, что в них значится работающей Абдулхаликова ФИО3 без указания отчества.
Согласно справке председателя СПК "Им. Ленина" N 79 от 18 октября 2017 года колхоз "Им. Ленина" в 2018 году по решению общего собрания членов колхоза "Им. Ленина" был переименован в СПК "Им. Ленина", который в настоящее время является правопреемником колхоза "Им. Ленина".
Согласно справке председателя СПК "Им. Ленина" N 68 от 21 сентября 2017 года ФИО1 действительно работала в колхозе "Им. Ленина" в период с 1980 года по 1999 год. Указанная справка была выдана на основании книг учета трудового стажа и заработков колхозников за указанный период времени.
В соответствии с актом УОПФР по РД в "адрес" от 7 декабря 2016 года в ходе производства проверки факта работы и начисления заработной платы ФИО1 в СПК "Им. Ленина" (ранее - колхоз "Им. Ленина") за период с 1980 года по 1999 года установлено, что в расчетных книгах учета трудового стажа и заработка членов колхоза ФИО1 не значится.
Суд первой инстанции придя к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, сослался на книги учета расходов по оплате труда колхоза "им. Ленина", показания свидетелей ФИО10 и ФИО11, которые показали, что в спорный период времени работали с ФИО1, а также на справку СПК "им. Ленина", подтверждающую работу ФИО1 в колхозе в указанный период времени.
При этом, указание ее в книгах учета расходов по оплате труда как Абдулхаликова ФИО3 суд посчитал технической ошибкой ответственных лиц колхоза, занимавшихся оформлением указанных книг.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 6 Приказа Минтруда от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов необходимых для установления страховой пенсии, установления перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы:
- подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий",
- подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неясные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующим государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в книгах учета трудового стажа и заработка колхозников колхоза "Им. Ленина" указана Абдулхаликова ФИО3 без указания отчества.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО11 суду показали, что работали вместе с ФИО1, при этом подтвердили работу истца в спорный период, однако согласно копии трудовой книжки ФИО11 период его работы в колхозе "Им. Ленина" начинается с 5 января 1982 года.
Таким образом, истцом ФИО1 суду не представлено достоверных сведений о том, что она работала в колхозе "Им. Ленина" "адрес" с 1980 года по 1999 год.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств подтверждения работы в СПК "Им. Ленина" "адрес" (ранее колхоз "Им.Ленина" "адрес") с 1980 года по 1999 год. Назначение и расчет страховой пенсии пенсионным органом не может быть произведен на основании представленных истцом документов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к УОПФР по РД в "адрес" Республики Дагестан.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 17 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УОПФР по РД в "адрес" отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.