Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО10,
судей ФИО9 и Алиевой Э.З,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО5 на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 8 мая 2019 года по иску ФИО1 к Отделу ОПФР по РД в "адрес" о перерасчете размере трудовой пенсии по отношению к среднемесячной заработной плате и о взыскании недоплаченной суммы трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, объяснения представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО6, просившего апелляционную жалобу удовлетворить, объяснения истца ФИО1, его представителя адвоката ФИО7, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Отделу ОПФР по РД в "адрес" о перерасчете размера трудовой пенсии по отношению к среднемесячной заработной плате и о взыскании недоплаченной суммы трудовой пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что в настоящий момент ФИО1 находится на пенсии по достижению им пенсионного возраста. ФИО1 стал пенсионером по старости по достижению 58 лет на основании Закона Российской Федерации N 1244 -1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Отделом ОПФР по РД в "адрес" размер ежемесячной пенсии определен ему на общих основаниях без учета размера заработной платы за 60 месяцев подряд. В конечном итоге размер ежемесячной пенсионной выплаты ФИО1 составил 6608 рублей 63 копейки, из которых 4982 рубля 90 копеек базовый размер фиксированной выплаты и 1625 рублей 73 копейки страховая пенсия. В последующем с начислением индексаций и других начислений размер пенсии ФИО1 в настоящий момент составляет 7729 рублей 81 копейка, что не намного выше прожиточного минимума, установленного Правительством Республики Дагестан для пенсионеров на 2019 год. В апреле месяце 2014 года ФИО1 представил в Отдел ОПФР по РД в "адрес" архивную справку администрации Становлянского муниципального района "адрес" о размерах своей заработной платы как члена колхоза им. "адрес" для того, чтобы ему произвели перерасчет размера ежемесячной пенсии по отношению к его заработку за 60 месяцев подряд, начиная с 1 января 1986 года по 1 января 1991 года. Отдел ОПФР по РД в "адрес" до настоящего времени не произвел перерасчет размера ежемесячной пенсионной выплаты, хотя с момента предоставления им справки о размере своей заработной платы с апреля 1985 года по март месяц 1991 года прошло уже пять лет. ФИО1 никто из пенсионного фонда не может разъяснить, по какой причине ими не производится перерасчет размера его пенсии. Им был направлен адвокатский запрос с просьбой о выдаче расчета суммы, начисленной ему пенсии, с указанием периода и размера ого заработной платы, которая легла в основу начисления пенсии. Однако ответ на запрос не был ему направлен.
ФИО1 для сбора документов, подготовки искового заявления и представления его интересов в суде, обратился за юридической помощью к нему и оплатил услуги адвоката в размере 20000 рублей, услуги нотариуса за составление доверенности в размере 500 рублей и государственную пошлину в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, просит суд обязать отдел ОПФР по РД в "адрес" произвести перерасчет размера ежемесячной пенсионной выплаты по отношению к размеру заработной платы за период 1 января 1986 года по 1 января 1991 года ФИО1; обязать отдел ОПФР по РД в "адрес" выплатить ФИО1 разницу невыплаченной пенсии, начиная с апреля месяца 2014 года по день вынесения решения по его иску; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг его представителя в размере 20000 рублей, стоимость нотариальных услуг в размере 500 рублей и размер судебной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 8 мая 2019 года постановлено:
"Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда по Республике Дагестан в "адрес" произвести перерасчет трудовой пенсии по старости ФИО1, 30 июня 1956 года рождения, уроженца и жителя "адрес" РД, с учетом величины заработной платы за период с 1 января 1986 года по 1 января 1991 года, согласно данным архивной справки, выданной администрацией Становлянского муниципального района "адрес".
Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда по Республике Дагестан в "адрес" выплатить ФИО1 разницу невыплаченной пенсии, начиная с 3 июля 2014 года по настоящее время - 8 мая 2019 года.
Взыскать с ответчика отдела ОПФР по РД в "адрес" в пользу истца ФИО1 судебные издержки в размере 20800 (двадцать тысяч восемьсот) рублей, в том числе: расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг адвоката в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей и стоимость нотариальных услуг в размере 500 рублей".
Не согласившись с данным решением суда, представителем ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Ногайского районного суда от 8 мая 2019 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Отделом ОПФР по РД в "адрес" было направлено два запроса (N 274 от 16 июля 2014 года и от 3 февраля 2018 года N015/79) с целью подтверждения получения
ФИО1 заработной платы, указанной в представленной справке,
однако ответ ни на один запрос так и не был получен. В связи с этим пенсия
ФИО1 назначена без учета представленной им справки.
Придя к выводу о взыскании с пользу ФИО8 судебных расходов, судом первой инстанции не учтено, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о понесенных ФИО1 расходов на оплату услуг адвоката (кассовый чек, приходный кассовый ордер). Также не было представлено никаких документов, подтверждающих расходы на оплату услуг нотариуса.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч.1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
На основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьями 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
Где: СК - стажевый коэффициент.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Кроме того, пенсия может рассчитываться по правилам п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент.
Таким образом, для осуществления расчета по правилам, предусмотренным п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо документально доказать факт работы в течение 60 месяцев подряд с подтверждением размера заработной платы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что с 3 июля 2014 года ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в размере 7 729 рублей 81 копейки.
Из пояснений истца следует и не оспаривается стороной ответчика, что в начале июля 2014 года ФИО1 при первоначальном обращении в территориальный орган пенсионного фонда по вопросу назначении пенсии, в числе прочих документов, была представлена архивная справка N 1174 от 5 марта 2014 года, содержащая сведения о размере его заработка за период работы с 8 апреля 1985 года по 14 февраля 1991 года в колхозе им. "адрес" в должности телятника.
Факт того, что истец в указанный в архивной справке период работы осуществлял трудовую деятельность в колхозе им. "адрес" стороной ответчика не оспаривался.
Данные об указанном периоде работы имеются и в трудовой книжке истца, с указанием периода работы, реквизитов приказов о приеме па работу и увольнении.
Из архивной справки архивного отдела администрации Становлянского муниципального района "адрес" от 31 марта 2014 года N М-9 следует, что в "Книгах учета расчетов по оплате труда" за 1985- 1991 годы имеются следующие сведения о заработной плате и работе ФИО1 в должности скотника (в документах за 1986- 1989 годы - телятник; 1990-1991 годы - должность не указана). Архивная справка также содержит сведения о размере получаемой истцом заработной платы за период работы в колхозе им. "адрес".
Учитывая, что в указанной архивной справке содержатся сведения, косвенно подтверждающие фактический заработок истца в спорный период, на основании этих сведений, в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
С такими выводами суда первой инстанции также соглашается и судебная коллегия.
Кроме того, стороной ответчика в суд апелляционной инстанции представлен акт от 29 июля 2019 года проверки заработной платы ФИО1 за март 1986 года, ноябрь 1987 года, март 1988 года, февраль 1989 года, декабрь 1989 года, январь 1990 года, июнь 1990 года, январь 1991 года. Согласно данному акту проверки суммы заработной платы, указанные в справке N М-9 от 31 марта 2014 года, соответствуют суммам заработка по лицевым счетам за 1985 - 1991 годы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Отделу ОПФР по РД в "адрес".
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о взыскании с Отдела ОПФР по РД в "адрес" расходов на оплату услуг нотариуса, суд первой инстанции правильно исходил из доверенности серии "адрес"3 от 24 октября 2018 года, согласно которой с ФИО1 взыскано 500 рублей, из которых 200 рублей - госпошлина (по тарифу), 300 рублей услуги правового и технического характера (л.д. 21).
Вместе с тем выводы суда в части взыскания с Отдела ОПФР по РД в "адрес" в пользу ФИО1 в возмещение расходов на оплату услуг представителя подлежат снижению.
К такому выводу судебная коллегия приходит исходя из следующего.
Так, удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части понесенных расходов на услуги представителя - адвоката ФИО7, суд сослался на находящуюся в материалах дела квитанцию N 010 от 25 октября 2018 года, согласно которой от ФИО1 в качестве гонорара принято 20000 рублей. В качестве основания указано - сбор материалов и представление интересов в "адрес"ом суде (л.д. 24).
Вместе с тем, учитывая сложность дела, объем оказанных юридических услуг, количество заседаний с участием представителя истца, а также документально подтвержденный факт оплаты ответчиком оказанных ему представителем услуг, судебная коллегия приходит к выводу о том, что взысканная судом первой инстанции сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей является завышенной, в связи с чем сумму, подлежащую взысканию подлежат взысканию с Отдела ОПФР по РД в "адрес" в возмещение расходов расходы на оплату услуг представителя, следует снизить до 10000 рублей.
При этом, судебной коллегией также учитывается, что истец не предоставил обоснования иной разумной суммы расходов, а доводы истца в исковом заявлении о злоупотреблении ответчиком процессуальными правами в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 8 мая 2019 года в части судебных расходов изменить, снизив сумму, подлежащую взысканию в пользу ФИО1 с Отдела ОПФР по РД в "адрес" в возмещение расходов:
- на оплату услуг нотариуса до 200 рублей;
- на оплату услуг представителя до 10000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД по доверенности ФИО5
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.