Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Ашурова А.И., судей Джарулаева А.К., Хаваева А.Г., рассмотрев в порядке упрощённого судопроизводства по докладу судьи Ашурова А.И. административное дело по частной жалобе административного истца У.Ф. и его представителя З.А. на определение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 24 июня 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления,
установила:
У.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным действий и обязании отменить решение от 15 мая 2019 года НОМЕР о внесении изменений в учётные данные, изменить решение от 20 мая 2019 года НОМЕР в части касающейся вычета общей площади жилых помещений в размере 33,82 кв.м. путём исключения этого вычета из решения, рассмотреть вопрос о перерасчёте и предоставлении истцу и членам его семьи недовыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года У.Ф. отказано в принятии административного искового заявления на основании п.1 ч.1 ст.128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В частной жалобе административный истец У.Ф. и его представитель по доверенности З.А. просят отменить определение суда, считают выводы суда основанными на толковании норм права в определении норм законодательства, предъявленный им иск подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
С учётом положений ч.2 ст.315 КАС РФ, в соответствии с которой рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощённого (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, частная жалоба рассмотрена без проведения устного разбирательства, в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу, что данное дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку оно подлежит рассмотрению по правилам ГПК РФ.
Между тем указанный вывод сделан при неправильном толковании и применении норм процессуального права.
Как следует из содержания административного искового заявления, У.Ф, обращаясь в суд за защитой своих прав, оспаривает решения должностного лица органа жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, принятые в порядке реализации им властных полномочий, считая, что нарушено его право на обеспечение жильём.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путём обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (ч.1 ст.218).
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в п.1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), согласно п.п.1 и 16 ст.15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с абз.13 п.1 ст.15 указанного закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N512 (далее - Постановление N512) утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещения военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Согласно п.16 ст.15 Закона о статусе военнослужащих порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение предписаний приведённой федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N510 утверждён Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N1455 определён уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации требований Постановления N512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280 (п.1 поименованного приказа).
Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное казённое учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения", которое в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного приказа N455 принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признает их нуждающимися в жилых помещениях, снимает с учёта нуждающихся в жилых помещениях, принимает решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Судом первой инстанции не учтено, что административный ответчик, как должностное лицо органа, в данном случае реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя, а спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
При таких обстоятельствах законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких действий органа государственной власти кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, У.Ф, обращаясь к административному ответчику, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на государственные органы обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.
Таким образом, избранный У.Ф. способ защиты нарушенного права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены как спор о материальном праве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Министерство обороны Российской Федерации через уполномоченные организации реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
Соответствующий подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных актов, например, в решениях от 15 марта 2017 года N12-КГ17-1, от 11 апреля 2018 года N46-КГ17-42.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов У.Ф, считает необходимым отменить обжалуемое определение и направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления У.Ф. к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.ст.310, 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
определение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 24 июня 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению У.Ф. к заместителю начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного управления" МО РФ о признании решений незаконным, а также возложении обязанности, направить в Дербентский городской суд Республики Дагестан со стадии принятия для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий А.И. Ашуров
Судьи А.К. Джарулаев
А.Г. Хаваев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.