Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" к Меос Владиславу Эдуардовичу о признании незаконными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, оформленные протоколом N 3 от 25 сентября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю, выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю, поддержавшей доводы предъявленного иска, Меос В.Э, полагавшего требования обоснованными, Комарова А.И, возражавшего против удовлетворения иска, судебная коллегия
установила:
открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - УЖХ) обратилось в суд с иском к Меос В.Э. о признании незаконными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома адрес, оформленные протоколом N... от дата
Заявленные требования мотивированы тем, что в УЖХ, которое осуществляет функции управления многоквартирным жилым домом N... по адрес в адрес Республики Башкортостан, поступил протокол N... с решениями общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от дата, по повестке дня которого приняты решения об утверждении перечня услуг по статье содержание и утверждена цена названной услуги и др. Исходя из повестки собрания, УЖХ является лицом, имеющим охраняемый интерес в признании решений незаконными, как не соответствующих требованиям действующего законодательства, поскольку не имелось кворума.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 марта 2019 г. исковые требований УЖХ удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комаров А.И. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
При проверке материалов гражданского дела судебной коллегией установлено, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении соответчика Комарова А.И.
В связи с чем, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 5 июня 2019 г. принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебной коллегией установлено, что судом настоящее дело рассмотрено без извещения соответчика Комарова А.И. о времени и месте судебного разбирательства, что является безусловным в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции от дата в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комаров А.И, поскольку истец оспаривает решения общего собрания собственников жилого дома адрес, оформленные протоколом, секретарем которого является Комаров А.И.
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении привлеченного судом в качестве соответчика Комарова А.И. о времени и месте судебного разбирательства 4 марта 2019 г. на 11.10 час.
Как усматривается из материалов дела, Калининским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан Комарову А.И. судебные извещения либо телеграммы о времени и месте рассмотрения дела в адрес проживания/регистрации, нахождения не направлялись, как и не направлялись ему копии иска и приложенные к нему материалы.
Комаров А.И. извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания телефонограммой по номеру телефона... (л.д. 35), который согласно пояснениям сторон ему не принадлежит.
Таким образом, не располагая сведениями о вручении ответчику Комарову А.И. судебной корреспонденции о времени и месте рассмотрения настоящего дела, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания его надлежащим образом извещенным о судебном заседании и для рассмотрения дела по существу в его отсутствие.
При отмене решения судебная коллегия на основании части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований УЖХ по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, не оспаривалось сторонами, УЖХ избрано управляющей организацией для управления многоквартирным домом N... по адрес в адрес Республики Башкортостан.
Согласно протоколу N... от дата, по инициативной повестке дня со стороны старшего по дому Меос В.Э, группы собственников жилья квартиры адрес проведено общее собрание собственников многоквартирного жилого адрес, на котором присутствовало 69,13% собственников от общего числа собственников жилья, общая площадь МКД -... кв. м, жилых помещений -... кв. м, к которому прилагается лист регистрации и подписи по голосованию, содержащий фамилии собственников, решения по вопросам голосования повестки для, указание площади/доли и подписи граждан.
На собрании рассматривались вопросы и были принятые единогласно решения:
1) об утверждении отчета старшего по дому Меос В.Э. и подтверждены ранее принятые решения протоколами N.., 2 от дата и от дата;
2) из перечня услуг статьи содержания по МКД исключена статья уборки придомовой территории, за которую отвечает администрация городского округа город Уфа, согласно ЖК и межевания земельного участка. Утверждена цена стоимости одного кв. метра общей жилой площади по статье содержание на дата г. для жильцов МКД в размере 10 руб.;
3) сдвинуты сроки на заключение прямых договоров на коммунальные ресурсы каждым собственником непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на дата с учетом показаний общедомовым приборами учета, наличием нанимателей с эксплуатацией подвального помещения, чердака по фактической площади этих помещений;
4) затребовать от "УК" копий договоров с провайдерами, проверить начисление коммунальных ресурсов по дата г, за дата Предложить "УК" получить согласие общего собрания на заключение договоров с провайдерами связи, коммуникаций на 2019 г. с установлением оплаты (цены) на коммунальные ресурсы по СОИ соразмерно фактическому потреблению за 12 месяцев 2018 г.;
5) в числе прочих вопросов (согласно объявлению) решено: поручить администрации городского округа город Уфа, "УК" провести внеплановые проверки содержания пристроя продуктового магазина "Полушка" (по тылу дома), включая санитарно-техническое состояние, правовое обоснование строительства, правила монтажа и содержания крыши и водостоков. Восстановить работу водостоков по всему МКД, по причине стекания дождевых вод в летнее-осенее время по стенам дома, что влечет сырости в квартирах, усиление износа конструкций МКД. Доложить результаты до дата
Поручить "УК" совместно с профильными структура проверить содержания электрической осветительной сети по всему МКД и предоставить данные о наличии самостоятельных вводов электропитания нежилых помещений в МКД (по списку), а также наличие самостоятельных счетчиков и отключающих устройств на перегрузку сетей. Доложить результаты к дата
Поручить "УК" совместно с администрацией городского округа город Уфа (собственником земли) произвести очистку придомовой территории МКД (включая фасад, газоны) от кустарника и деревьев, не плодоносящих по последнему цикловому периоду времени. При необходимости учета выполнить нумерацию земельных насаждений (деревьев) с целью контроля территориальной зоны озеленения в порядке обеспечения благоприятной среды обитания для граждан. Доложить результаты к дата
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В пункте 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Порядок определения размера платы за жилое помещение установлен статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 указанной статьи плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Такие требования установлены частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, в том числе сроки исполнения, а также размер их финансирования. Перечень услуг и работ утверждается с учетом Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Минимальный перечень), и предложений управляющей организации и должен учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31 Правил N 491).
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг.
Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил).Указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (пункт 35 Правил).
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что УЖХ предложение о размере платы за содержание в многоквартирном доме до дня проведения общего собрания собственников помещений в адрес в адрес Республики Башкортостан не предоставляло, по данному поводу собственниками мнение управляющей компании не спрашивалось, доказательств извещения УЖХ о проведении общего собрания в материалы дела не представлено, как и доказательств расчета (сметы) и обоснования размера платы за содержание жилого помещения при принятии собственниками многоквартирного дома решения об утверждении платы по статье содержание.
Согласно объявлению по повестке дня собрания, на голосование ставился вопрос утверждения общим собранием перечня услуг и работ на дата г. по МКД, однако по данному вопросу собственниками каких-либо решения в оспариваемом протоколе принято не было.
Исходя из приведенных правовых норм, а также вышеперечисленных решений, принятых на общем собрании собственников многоквартирного жилого адрес в адрес Республики Башкортостан, как порождающих правовые последствия для УЖХ, судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом споре УЖХ является лицом, права которого нарушены приятием решений, имеющим право на их оспаривание.
При этом доводы стороны истца о ничтожности оспариваемых решений, оформленных протоколом N.., нашли свое подтверждение при разрешении настоящего спора, в связи с их принятием при отсутствии кворума, а также по вопросам, не включенным в повестку дня (статья 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
В соответствии с положениями статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования.
Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
Частью 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме и решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Как пояснил в ходе судебного разбирательства ответчик Меос В.Э, указанный инициатором собрания собственников дата, инициатором собрания он не являлся.
Привлеченный к участию в деле по инициативе суда в качестве соответчика Комаров А.И. утверждал, что о проведении общего собрания собственники помещений многоквартирного жилого дома были уведомлены заблаговременно, дата на досках объявлений вывешены соответствующие объявления, в подтверждение чего представлены показания свидетелей.
Представленные стороной ответчика доказательства, показания свидетелей, опрошенных судом апелляционной инстанции ФИО6, ФИО7, ФИО8, позволяют судебной коллегии согласиться с доводами стороны истца об отсутствии кворума для принятия оспариваемых решений, поскольку к оспариваемому протоколу листы регистрации (список собственников, присутствовавших на собрании) не представлены, тогда как именно в этом документе указываются собственники, принимавшие участие в собрании, проведенном в настоящем случае в очно-заочной форме, что следует из показаний свидетелей.
Так, свидетель ФИО6 показала, что являлась членом счетной комиссии, вела подсчет голосов. Собрание собственников проводится в третий раз, и они уже знают в лицо собственников жилых помещений, которые ходят на собрания. Подписи на собрании собирал Бакиев. Присутствовавших проверяли по сводному списку, посписочно присутствовавших она не проверяла. Паспорта граждан проверялись и свидетельства о праве собственности. За свою квартиру расписалась она одна, квартира в долевой собственности, остальные уполномочили ее доверенностями, копии которых представлены в дело, и из которых следует, что они оформлены в простой письменной форме, а подлинность подписи собственника удостоверялась Венжик и другими гражданами.
ФИО7 показал, что собрание проводилось перед домом, на бельевой площадке, явившихся отмечали по реестру, у кого-то при себе был паспорт, у кого-то свидетельство о праве собственности, а многих они знают, поскольку в третий раз уже собираются. Среди присутствовавших были те, кто участвовал в собрании на основании доверенностей, которые заверяла Венжик. Реестр собственников проверяли по документам, у кого они были, а в отношении некоторых - с их слов. Собрание созывалось для обсуждения статьи содержания, но попутно возникло много вопросов. Другие вопросы, которых не было в повестке дня, они также обсудили и приняли решения.
Свидетель ФИО8 показала, что является собственником ? доли в праве долевой собственности на квартиру в адрес в адрес, и ей супруг выдал доверенность на участие в собрании, подпись в доверенности удостоверила секретарь. Собрание проводилось перед домом на бельевой площадке, явку отмечал ФИО7 На собрание она опоздала, она подошла к Венжик и сообщила ей из какой квартиры она, после чего ее отметили. Ни паспорт, ни свидетельство у нее не проверяли. Присутствовавшие расписывались в протоколе собрания по каждому вопросу, указав "за" или "против".
Сопоставление реестра собственников помещений, содержащегося на общедоступном сайте, с представленным приложением N... к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного адрес в адрес, с учетом доверенностей, которые представлены в дело и не были оформлены в вышеприведенном и установленном законом порядке, позволяет сделать вывод, что при определении кворума для принятия оспариваемых решений неправильно определено число присутствовавших собственников, в частности при подсчете указывалась площадь помещения, не соответствующая правоустанавливающим документам, в голосовании принимали участие граждане, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирного доме, и фактически в голосовании приняли участие собственники... кв. м площади, что составляет менее 50% (20,92%) собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, решения, оформленные протоколом N... общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в очно-заочной форме по адресу: адрес, следует признать недействительными в силу ничтожности с момента их принятия, полагая, что формирование общей воли собственников помещений в многоквартирном доме, на котором были приняты оспариваемые решения, достигнуто не было.
В связи с изложенным на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по оплате государственной пошлины в связи с подачей настоящего иска, подлежат возмещению за счет ответчика Меос В.Э, к которому УЖХ были предъявленные соответствующие требования. Правовые основания для возложения на Комарова А.И, привлеченного к участию в деле по инициативе суда в качестве соответчика, обязанности возместить истцу судебные расходы отсутствуют. Комаров А.И. не является собственником помещений в многоквартирном адрес в адрес (занимает квартиру по договору социального найма), не являлся инициатором собрания, был его секретарем, составившим протокол, а потому не является надлежащим ответчиком по иску о признании недействительными решений общего собрания собственников многоквартирного дома, поскольку таковым всегда является лицо, по инициативе которого было проведено данное собрание.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 марта 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" к Меос Владиславу Эдуардовичу о признании решения общего собрания собственников помещений жилого дома недействительным удовлетворить.
Признать недействительными решения, оформленные протоколом N... общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в очно-заочной форме по адресу: адрес.
Взыскать с Меос Владислава Эдуардовича в пользу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины - 6 000 руб.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Ибрагимова Ф.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.