Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Науширбановой З.А. Смирновой О.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Буздякский район РБ на решение Благоварского межрайонного суда РБ от 25 апреля 2019 г, которым постановлено:
исковые требования Васильевой И.В. к Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, службе по опеке и попечительству Администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об установлении срока предоставления жилья - удовлетворить.
Восстановить Васильевой И.В. срок для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Обязать администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан включить Васильеву И.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан предоставить Васильевой И.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева И.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления для включения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об установлении срока предоставления жилья. В обоснование требований указала, что в 1999 году в возрасте 11 лет она осталась сиротой, без попечения родителей. Постановлением Администрации адрес и адрес РБ ей был назначен опекун В.Г.В... В 2003 году поступила в профессиональное училище N 9 Благовещенского района, где проучилась два года. С 18 лет, то есть с 2005 года по 2015 год, она нигде не была зарегистрирована. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, своевременно не обратилась, поскольку никто ей не разъяснил данное право и порядок его реализации. Считает, что причиной отсутствия его в списках детей-сирот явилось не ее бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав в период, когда она была несовершеннолетней, так и по достижении возраста 18 лет, опекунами о органами опеки и попечительства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Буздякский район РБ просит отменить решение суда по мотиву незаконности и необоснованности. Полагает, что Васильева И.В. по достижении 23 лет не воспользовалась своим правом на получение жилого помещения как лицо, отнесенное к категории "дети - сироты", своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем утратила свое право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц. Также со слов Васильевой И.В, с 2003 года в течение двух лет она обучалась в профессиональном училище N 9.., однако каких-либо доказательств невозможности реализовать свое право на обеспечение жилым помещением на указанной территории истицей не предоставлено. Следовательно, возможность встать на учет до достижения 23 лет у истицы имелась, каких-либо обстоятельств, препятствующих реализовать жилищные права, истицей не приведено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан Насретдинову Э.Р, поддержавшую доводы жалобы, Васильеву И.В. и ее представителя Алимбекову Э.А, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что Васильева И.В, дата года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Администрации адрес и адрес за N... от 28 апреля 1999 года Васильевой И.В. назначен опекун В.Г.В.
Со слов Васильевой И.В. с 2003 года в течение двух лет она обучалась в профессиональном училище N адрес. С 2005 года по 2015 год нигде зарегистрирована не была, что не оспаривается ответчиком.
Согласно адресной справке от 25 апреля 2019 г. Васильева И.В. в период с 19 марта 2015 года по 01 марта 2016 года зарегистрировалась по адресу: адрес
Согласно адресной справке Васильева И.В. с 01 марта 2016 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: адрес.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений за N... по состоянию на 18 марта 2019 года, собственником какого-либо недвижимого имущества истица не является, сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Письмом N... от дата администрация муниципального района Благовещенский район РБ указала, что Васильева И.В. с заявлением о включении в список детей-сирот на получение жилого помещения не обращалась, на учете не состоит.
С заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 впервые обратилась в 2018 году в администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Из ответа администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан за N... от дата на обращение Васильевой И.В. сообщено, что согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанным законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, на момент обращения лицу, претендующего на жилье, не должно быть более 23 лет.
Между тем, как указано выше, жилое помещение за Васильевой И.В. не закреплялось, ее право на обращение с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должным образом разъяснено не было.
Из объяснений Васильевой И.В. следует, что о своем праве на предоставление жилого помещения ей стало известно только в 2018 году.
Таким образом, поскольку Васильева И.В. относится к категории граждан - дети, оставшихся без попечения родителей и не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности или по договору социального найма, суд пришел к обоснованному выводу о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которое не реализовала по уважительной причине.
Доводы Администрации муниципального района Буздякский район РБ, что истец, достигший возраста 23 года, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, так как достижение 23 летнего возраста не может являться единственным основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1 ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа норм федерального жилищного законодательства следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами данной категории на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли и достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не является основанием для лишения их права на жилье.
В силу ст. 31, ст. 34 ГК РФ опекуны и попечители действуют в защиту прав своих подопечных в отношениях с любыми лицами; полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установилопеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного, полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на соответствующий орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Доказательств того, что после отчисления Васильевой И.В. из учебного учреждения органами опеки и попечительства с ней проводилась разъяснительная работа по поводу реализации ею жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Буздякский район РБ о том, что суд не выяснил и не установил, какое участие в судьбе Васильевой И.В. приняли органы опеки и попечительства и образовательные учреждения по месту ее проживания на территории Благовещенского района, разъяснялось ли истцу право на получение жилья, обращался ли ее опекун за оказанием содействия, не могут быть приняты во внимание.
Судебной коллегией из Отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Благовещенский район РБ были истребованы копии личного дела Васильевой И.В, в которых отсутствуют доказательства разъяснения ее права на жилье со стороны уполномоченных органов.
Каких-либо сведений, подтверждающих обращение опекуна в интересах Васильевой И.В. за приобретением жилого помещения, в материалах дела также не содержится. Кроме того, согласно приговору Благовещенского районного суда РБ от 31 марта 2005 года опекун Васильевой И.В. В.Г.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца, поскольку причиной отсутствия Васильевой И.В. в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось не бездействие со стороны истца, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите ее прав как в период, когда она была несовершеннолетней, так и по достижении возраста 18 лет, опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства.
Иные доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, поскольку данной позиции ответчика в решении суда дана подробная оценка, в связи, с чем она не может быть принята в качестве основания для отмены решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благоварского межрайонного суда РБ от 25 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Буздякский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: З.А. Науширбанова
О.В. Смирнова
Справка: судья Э.М.Имашева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.