Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Киньягуловой Т.М.
Низамовой А.Р.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Ахметове Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хабибрахмановой З. И. и по апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Хабибрахмановой З. И. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу Хабибрахмановой З. И. компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В требованиях Хабибрахмановой З. И. к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскание заработка за время вынужденного прогула, отказать.
Взыскать с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в доход бюджета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан госпошлину в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Хабибрахманова З.И. обратилась с иском (с учетом уточнений л.д. 81, 82 том 1) к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании приказа об увольнении N... от 10 января 2019 года незаконным, восстановлении на работе в должности начальника территориального отделения по Туймазинскому району и г. Туймазы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в размере 300000 рублей.
В обоснование требований указала, что в соответствии с приказом от 16 апреля 2018 года N... принята на государственную гражданскую службу на должность начальника территориального отделения по Туймазинскому району и г. Туймазы с 16 апреля 2018 года.
Приказом N... от 10 января 2019 года Хабибрахманова З.И. уволена с работы в связи с сокращением. Считает увольнение незаконным, нарушающим ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку является одинокой мамой, воспитывает дочь 2006 года рождения.
Полагает, что в связи с незаконным увольнением ответчик обязан выплатить средний заработок во время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе, а также компенсацию морального вреда.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хабибрахманова З.И. просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что при увольнении работодателем не были предложены вакантные (альтернативные) должности, также не принято во внимание то, что истец является одинокой матерью, на ее иждивении находится несовершеннолетняя дочь 2006 года рождения. Ответчик представил в судебное заседание мотивированное мнение профсоюзного комитета, согласно которому не подлежат увольнению по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" два специалиста, в том числе ведущий специалист-эксперт, являющийся одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте 14 лет. Ответчик утверждал, что в личном деле истца отсутствует документ, подтверждающий статус одинокой матери. Таким образом, при направлении письма от 28 сентября 2018 года N... в адрес первичной профсоюзной организации ответчиком не представлена достоверная информация о наличии у истца ребенка в возрасте до 14 лет. При наличии такой информации профсоюзный комитет не мог выдать мотивированное мнение на увольнение истца в виду проводимой процедуры сокращения штата. На официальном сайте Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан размещено Положение о Министерстве, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 мая 2015 года N.., в котором не указано о наличии обособленных структурных подразделений. В соответствии со служебным контрактом Хабибрахманова З.И. принята на должность начальника отдела для прохождения государственной гражданской службы, а не на должность руководителя структурного подразделения. Более того, во всех нормативно-правовых актах, с которыми истец была ознакомлена, информация была указана о сокращении штата, а не о ликвидации.
Суд не учел тот факт, что вакантные должности были, и на государственной службе были оставлены специалисты отдела сопровождения территориальных подразделений и регулирования государственных программ в сфере труда. Более того, были приняты в Министерство специалисты территориального отдела по Уфимскому району. Не все специалисты, которые были уведомлены 28 сентября 2018 года, были уволены в связи с сокращением.
В апелляционной жалобе Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что суд правильно установил, что фактически произошло прекращение деятельности территориальных подразделений Министерства, в том числе и обособленного подразделения - территориальный отдел по Туймазинскому району и г. Туймазы. Министерство не согласно с выводами суда о том, что Хабибрахманова З.И. подлежала увольнению по инициативе работодателя по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации и что увольнение Хабибрахмановой З.И. по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть признано верным. Министерство считает, что судом неправильно указаны обстоятельства дела (основания увольнения). Применение оснований для увольнения, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении Хабибрахмановой З.И, как это указывается в решении суда, является недопустимым, так как Хабибрахманова З.И. являлась государственной гражданской служащей Республики Башкортостан и в данном случае применяются положения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При рассмотрении данного дела обстоятельств увольнения Хабибрахмановой З.И. без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу не выявлено. Соответственно, взыскание компенсации морального вреда с ответчика является незаконным. Взыскание с ответчика государственной пошлины незаконно и необоснованно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хабибрахманову З.И, представителей ответчика Кучерявенко А.Р, Бикташеву С.В, Гречко О.А, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Хабибрахманова З.И. подлежала увольнению по инициативе работодателя по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией обособленного подразделения - территориального отделения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и г. Туймазы, а потому увольнение Хабибрахмановой З.И. ответчиком по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации является неверным. При таких обстоятельствах суд первой инстанции требования истца в части компенсации морального вреда нашел подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с решением в части отказа Хабибрахмановой З.И. в удовлетворении исковых требований о признании приказа Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 10 января 2019 года N... "Об увольнении" незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула согласиться не может.
Поскольку Хабибрахманова З.И. являлась государственной гражданской служащей, то к спорным отношениям применяются положения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Трудовой кодекс Российской Федерации применяется только в той части, в которой правоотношения не урегулированы специальным законом.
Суд первой инстанции правильно установил, что имела место ликвидация обособленного структурного подразделения, применительно к названному Федеральному закону N 79-ФЗ от 24 июля 2004 года - упразднение обособленного структурного подразделения государственного органа.
Указанное обстоятельство, вопреки доводам апелляционной жалобы Хабибрахмановой З.И, следует из материалов дела. Так, в Положении о территориальном отделе по району (городу) указано, что оно является территориальным подразделением и реализует полномочия на подведомственной территории; 05 марта 2019 года на основании сообщения снято с учета обособленное подразделение - Территориальный отдел по Туймазинскому району и г. Туймазы.
Снятию с учета обособленного подразделения предшествовало принятие Правительством Республики Башкортостан постановления от 18 декабря 2014 года N... (в редакции постановления от 28 сентября 2018 года N... ) и предельной численности и издание приказа по Министерству семьи труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 28 сентября 2018 года N... -к о сокращении численности работников, в результате чего все штатные единицы территориального отдела, где проходила службу истец, сокращены.
Таким образом, приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 10 января 2019 года N... "Об увольнении Хабибрахмановой З.И." в связи с сокращением должностей гражданской службы согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" нельзя признать законным.
С учетом изложенного Хабибрахманова З.И. подлежала увольнению по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ч. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 4 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Доводы апелляционной жалобы Хабибрахмановой З.И. о том, что она является одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отклоняются и не влекут восстановление на службе даже при условии установления неверной формулировки увольнения.
Частью четвертой ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), а также другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по ограниченному числу оснований, непосредственно перечисленных в данной статье).
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" указывается, что, если ко времени рассмотрения судом спора об увольнении беременной женщины по инициативе работодателя организация ликвидирована либо индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность в установленном законом порядке, суд признает увольнение незаконным, изменяет формулировку основания увольнения на увольнение в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и дату увольнения на дату внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц или на дату исключения индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации - на дату государственной регистрации изменений учредительных документов организации.
По аналогии, поскольку ко времени разрешения спора об увольнении одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, упразднено обособленное структурное подразделение, то восстановить Хабибрахманову З.И. на службе не представляется возможным, подлежит изменению основание и дата увольнения, которая должна соответствовать дате внесения соответствующей записи о снятии с учета обособленного структурного подразделения в налоговом органе.
Согласно уведомлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании сведений о прекращении деятельности (закрытия) обособленного подразделения снято с учета 05 марта 2019 года в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения Территориальный отдел по Туймазинскому району и г. Туймазы.
Таким образом, датой увольнения следует считать 05 марта 2019 года.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования истца о взыскании утраченного заработка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в ответ на запрос судебной коллегии представлено письмо N... от 22 июля 2019 года, в котором указано, что среднедневной заработок Хабибрахмановой З.И, рассчитанный согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922) составляет 1729,52 рублей.
С указанным расчетом среднедневного заработка в судебном заседании суда апелляционной инстанции также согласилась сама Хабибрахманова З.И.
За период с 11 января 2019 года по 05 марта 2019 года за 38 рабочих дней размер утраченного заработка составит 65721,76 рублей (1729,52*38).
Доводы апелляционной жалобы Хабибрахмановой З.И. о том, что ответчиком не были предложены все вакантные должности, отклоняются, так как сведения о вакансиях не подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, ответчиком были направлены запросы в республиканские органы исполнительной власти Республики Башкортостан, территориальные органы федеральных органов власти в Республике Башкортостан о предоставлении информации о наличии в указанных органах вакантных должностей. Согласно поступившим ответам в иных государственных органах вакантные должности, соответствующие категории и группе замещаемой Хабибрахмановой З.И. должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки отсутствовали.
Перевод на вакантную должность в иную местность иных работников (служащих), также предупрежденных об увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, является правом истца и какие-либо преимущества не учитываются.
Поскольку со стороны ответчика имело место нарушение трудовых прав истца, вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, суд первой инстанции обоснованно взыскал компенсацию морального вреда, размер которой, с учетом обстоятельств дела и характера допущенного ответчиком нарушения, определилв сумме 10000 рублей.
Судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод ответчика, содержащийся в его апелляционной жалобе о неправильном применении судом законодательства при разрешении вопроса о судебных расходах.
Так, суд первой инстанции на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика судебные расходы истца на оплату государственной пошлины.
Вместе с тем подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации содержит правило о том, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2019 года отменить в части отказа Хабибрахмановой З.И. в удовлетворении исковых требований о признании приказа Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 10 января 2019 года N... "Об увольнении" незаконным, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, а также в части взыскания с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан государственной пошлины в размере 400 рублей.
В данной отменной части принять новое решение, которым признать приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 10 января 2019 года N... "Об увольнении Хабибрахмановой З.И." незаконным, изменить основание увольнения Хабибрахмановой З. И. с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - по сокращению штата на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа, изменить дату увольнения Хабибрахмановой З. И. с 10 января 2019 года на 05 марта 2019 года, взыскать с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу Хабибрахмановой З. И. за время вынужденного прогула заработок в размере 65721,76 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Хабибрахмановой З.И. и апелляционную жалобу Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи Т.М. Киньягулова
А.Р. Низамова
Справка: судья Гиниятова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.