Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.
судей Ткачевой А.А.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Хусаиновой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мирасова А.А. в лице представителя Фокиной Н.Н. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Мирасова А. А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирасов А.А. обратился с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ от 26 декабря 2018 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа работы по Списку N 2 требуемой продолжительности. При этом не был засчитан в стаж работы в тяжелых условиях период в рядах Вооруженных сил СССР с 17 ноября 1987 года по 16 октября 1989 года (1 год 11 месяцев). Считает указанное решение незаконным. В период его службы в Советской армии по призыву действовало и применялось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, в п.п. "к" п. 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах служба в составе Вооруженных сил СССР по выбору обратившегося приравнивается к работе с вредными условиями труда, предшествовавшей данному периоду либо последовавшей за данным периодом. До службы в рядах Советской армии и после нее он работал на работах по Списку N 1 и Списку N 2. Всего пенсионным органом в его специальный стаж засчитано 10 лет 9 месяцев 4 дня. Однако служба в армии засчитана лишь продолжительностью 5 месяцев 20 дней. С учетом всех периодов стаж его работы в тяжелых и вредных условиях труда составил 12 лет 8 месяцев 3 дня, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 50 лет (Список N 2 + работа в районах Крайнего Севера).
Истец просил признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от 26 декабря 2018 года; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ включить в стаж работы согласно Списку N 2 период его службы в рядах Советской армии с 17 ноября 1987 года по 16 октября 1989 года, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня подачи заявления, то есть с 13 декабря 2018 года; взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оформление доверенности в размере 1300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, за составление искового заявления в размере 5000 рублей, транспортные расходы в размере 5000 рублей.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Мирасова А.А. - Фокина Н.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что период службы в рядах Советской армии подлежит зачету в льготный стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. В подп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований службы в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно записям трудовой книжки в стаж работы на соответствующих видах работ по Списку N 1, N 2 засчитаны следующие периоды: с 27 июля 1987 года по 02 ноября 1987 года - 3 мес. 6 дн. Список N 1 от 1956 года; с 12 октября 1995 года по 31 декабря 2001 года - 9 лет 4 мес. - периоды работы подлежат включению в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 6 мес. согласно ФЗ N 340 от 20 ноября 1990 года; с 01 января 2002 года по 28 февраля 2003 года - 1 год 1 мес. 28 дн. Список N 2 от 1991 года. Итого стаж на соответствующих видах работ составляет 10 лет 9 мес. 4 дн.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Удовлетворяя требования истца частично, суд исходил из того, что до службы в армии, а именно с 27 июля 1987 года по 02.11.1987 года (3 месяца 6 дней) истец работал электромонтером по ремонту электрооборудования в цехе нитроаммофоски Мелеузовского химзавода (работа по Списку N 1). После службы в армии последовали периоды работы с 03.01.1990 года по 05.03.1990 года в качестве электромонтера в ПМК гидротехнических сооружений треста "Башгидрострой" (обычные условия), с 03.05.1990г. по 29.05.1990г. в качестве кровельщика в ПО "Салаватнефтеоргсинтез", в связи с чем, период военной службы не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в полном размере, то есть в размере 1 года 11 месяцев.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, 13 декабря 2018 г. Мирасов А.А, дата года рождения, обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от 26 декабря 2018 г. N... (с учетом внесения исправлений допущенной в решении описки) Мирасову А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев. В стаж работы по Списку N 2 в бесспорном порядке зачтено 11 лет 5 месяцев 8 дней, а именно периоды работы с 27 июля 1987 г. по 02 ноября 1987 г. в качестве электромонтера в Мелеузовском химическом заводе (3 месяца 6 дней), с 11 июля 1990 г. по 24 сентября 1990 г. в качестве электромонтера в ПО "Салаватнефтеоргсинтез" (2 месяца 14 дней), период службы в армии с 17 ноября 1987 г. по 16 октября 1989 г. (5 месяцев 20 дней), период работы с 12 октября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве электромонтера в ООО "Лукойл-Западная Сибирь" (в 1,5 исчислении 9 лет 4 месяца), с 01 января 2002 г. по 28 февраля 2003 г. в качестве электромонтера в ООО "Лукойл-Западная Сибирь" (1 год 1 месяц 28 дней). В стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, зачтено 25 лет 9 месяцев 2 дня. Страховой стаж составил 29 лет 9 месяцев 10 дней.
Судом установлено, что с 17.11.1987г. по 16.10.1989г. Мирасов А.А. (до перемены фамилии, отчества Абдюшев А.Д.) проходил службу в составе Вооруженных сил СССР, что подтверждается его военным билетом.
В период прохождения Мирасовым А.А. военной службы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590.
Согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, в общий стаж работы засчитывалась, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Из абзаца 3 пункта 109 названного Положения следует, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункта "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Абзац 5 пункта 109 Положения содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, указанным Положением предусмотрена необходимость двух условий, что службе в армии предшествовала или непосредственно за ней следовала льготная работа и второе, что деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
Кроме того, необходимо учитывать, что пенсионное законодательство не предусматривает смешанного применения действующего и утратившего силу нормативного регулирования одних и тех же правоотношений.
Периоды работы истца в тяжелых условиях труда (по Списку N 2), которые последовали после службы в армии, протекали после 01 января 1992 г, то есть после отмены Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", действовавшего только до 31 декабря 1991 г. Следовательно, применение Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 к данным периодам является необоснованным.
Дальнейшее законодательство, а именно Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 01 марта 1991 г. до 01 января 2002 г, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, уже не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ прохождения службы в армии. Последующее правовое регулирование в области пенсионного законодательства также не предусматривало и не предусматривает такой возможности.
Таким образом, выводы суда об отсутствии оснований для назначения досрочной пенсии истцу являются обоснованными, поскольку на момент обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ у Мирасова А.А. отсутствовал требуемый стаж работы по Списку N 2 не менее 12 лет 6 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы о том, что весь период службы в Вооруженных Силах СССР подлежал включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не могут служить основанием для отмены принятого решения, поскольку истец не учел совокупность всех требований пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, в их взаимной связи и неверно полагает, что в специальный стаж подлежит включению весь период службы в армии без ограничений, установленных абзацем 5 пункта 109. Кроме того, истец смешивает действующие правила исчисления стажа с утратившим силу правовым регулированием, применяя утративший силу закон к периодам, в которые действовали новые правила.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мирасова А.А. в лице представителя Фокиной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Вахитова Г.Д.
Судьи Ткачева А.А.
Нурисламова Э.Р.
Справка: судья Маликова А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.