Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего А.Г. Портянова
судей О.В. Гильмановой
А.А. Ткачевой
при секретаре А.А. Валееве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байбуловой З.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сибай Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сибай Республики Башкортостан на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гильмановой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Байбулова З.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Сибай Республики Башкортостан (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Сибай) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Сибай с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях"), которое оставлено без удовлетворения по причине отсутствия у истца требуемого стажа (25 лет) осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, который исчислен пенсионным органом в размере
23 года 00 месяцев 16 дней. При этом, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости не включены периоды обучения в Магнитогорском ордена "Знака Почета" государственном педагогическом институте, а также не предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации праздники и памятные дни Республики Башкортостан. Истец полагает, что пенсионный орган необоснованно не включил в стаж, дающий право на досрочную пенсию, вышеуказанные периоды трудовой деятельности. Просит признать решение ответчика незаконным, обязать включить названные периоды в льготный стаж и назначить досрочную пенсию по старости.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от
14 мая 2019 года исковые требования Байбуловой З.К. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Сибай просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителей ответчика и истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении требований Байбуловой З.К. в части признания незаконным решения ответчика о не включении в льготный стаж не предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации праздников и памятных дней Республики Башкортостан, такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Не соглашаясь с постановленным по делу судебным актом, представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает, в том числе, на то, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о включении в льготный стаж периодов обучения истца.
Судебная коллегия соглашается с данным доводом апелляционной жалобы.
В соответствии со статьёй 8 Закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от
22 сентября 1999 года N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с
01 января 1992 года по 31 октября 1999 года;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В силу части 3 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что Байбулова З.К. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным Постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года
N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года.
Действующее пенсионное законодательство, а именно Закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Поскольку на момент признания Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября
1993 года) обучение Байбуловой З.К. в высшем учебном заведении завершено не было, следовательно, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в специальный стаж периода обучения в учебном заведении.
Временем обучения в высшем учебном заведении является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть полный период обучения, а не его отдельная часть, в связи с чем, каких-либо правовых оснований для зачета в специальный стаж истицы части периода обучения в институте с 23 июня 1990 года по 30 июня 1990 года (8 дней), а также с 15 июля 1990 года по 25 июня 1992 года (01 год 11 месяцев 11 дней) у суда первой инстанции не имелось.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, суд изложил правовую позицию, согласно которой у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
По смыслу названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в случае применения при назначении пенсии положений ранее действовавшего законодательства применению подлежат, как нормативно-правовые акты, регулирующие те или иные вопросы пенсионного обеспечения, так и условия их применения, а также правила исчисления стажа.
Как было указано выше, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, включение в специальный стаж периодов обучения в педагогических учебных заведениях при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью было связано с наличием совокупности условий, а именно факта педагогической деятельности непосредственно до обучения, а также непосредственно после обучения. Поскольку такие условия в период действия Постановления Совета Министров СССР от
17 декабря 1959 года N 1397 не выполнены, Байбулова З.К. не приобрела право на включение в специальный стаж периода обучения в высшем учебном заведении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж вышеназванных периодов обучения, не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку при исключении указанного периода из подсчета льготного стажа истца, его будет недостаточно для назначения досрочной пенсии, решение суда подлежит отмене также и в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную пенсию по старости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года отменить в части признания незаконным решения ГУ - УПФ РФ в г. Сибай от 01 марта 2019 года об отказе в установлении пенсии, в части возложения на ГУ - УПФ РФ в г. Сибай обязанности включить в страховой стаж Байбуловой З.К, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды обучения в Магнитогорском ордена "Знака Почета" государственном педагогическом институте с 23 июня 1990 года
по 30 июня 1990 года и с 15 июля 1990 года по 25 июня 1992 года, в
части возложения на ГУ - УПФ РФ в г. Сибай обязанности назначить
Байбуловой З.К. досрочную страховую пенсию по старости.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении названных исковых требований Байбуловой З.К. отказать.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Сибай - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи О.В. Гильманова
А.А. Ткачева
Справка: судья В.С. Чернов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.