Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Латыповой З.Г.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Князева Радика Фидаиловича на решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года, дополнительное решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года,
заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Князев Р.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ о признании права на досрочное назначение пенсии.
Истец в обоснование исковых требований указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, истец получил отказ. Истец не согласен с тем, что в его стаж не включили в льготном исчислении период военной службы с 05.08.1979 г. по 28.04.1990 г.: период участия в боевых действиях в Эфиопии с 18.11.1985 г. по 28.04.1986 г, период участия в боевых действиях во время прохождения службы ДРА с 16.12.1987 г. по 20.05.1988 г, период службы на должностях бортового механика по авиационному и десантному вооружению с 27.08.1984 г. по 06.12.1986 г, период службы на должностях старшего бортового авиационного техника с 06.12.1986 г. по 28.04.1990 г.
С учетом последнего уточнения, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления, взыскать с ответчика государственную пошлину.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилрешение, которым отказал в удовлетворении исковых требований Князева Радика Фидаиловича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ о признании права на досрочное назначение пенсии.
Дополнительным решением Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года постановлено: признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ N 47 от 29.06.2017 г. в части не включения Князеву Радику Фидаиловичу в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода службы в армии за период с 14.06.1989 г. по 26.03.1990 г. (9 месяцев 13 дней) незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ включить Князеву Радику Фидаиловичу в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы в армии за период с 14.06.1989 г. по 26.03.1990 г. (9 месяцев 13 дней).
Отказать в удовлетворении исковых требований Князева Радика Фидаиловича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ о признании права на досрочное назначение пенсии.
Не согласившись с принятым решением, Князев Р.Ф. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и удовлетворить требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ указанное решение и дополнительное решение не обжаловано, как не поступило и письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Князев Р.Ф. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения и дополнительного решения суда.
Из материалов дела следует, что 29.06.2017 г. Князев Р.Ф. обратился в ГУ-УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ему Решением N 47 от 29.06.2017 г. было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа на работах с вредными условиями труда, указано, что требуется по Списку N 1 - 5 лет, имеется 9 месяцев 13 дней.
Дата регистрации истца в качестве застрахованного лица - 11.06.1998 г.
В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии с решением управления пенсионного фонда, засчитан период трудовой деятельности Князева Р.Ф, предусмотренный Списком N 1 от 26.01.1991 N 10, с 03.07.1990 г. по 15.04.1991 г. в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования в производственном кооперативе "Ароматика" при НУНПЗ имени 22 съезда КПСС, который составляет 9 месяцев 13 дней.
Истец, не соглашаясь с данным решением, считает необходимым включить в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении следующие периоды: период военной службы с 05.08.1979 г. по 28.04.1990 г.: период участия в боевых действиях в Эфиопии с 18.11.1985 г. по 28.04.1986 г, период участия в боевых действиях во время прохождения службы ДРА с 16.12.1987 г. по 20.05.1988 г, период службы на должностях бортового механика по авиационному и десантному вооружению с 27.08.1984 г. по 06.12.1986 г, период службы на должностях старшего бортового авиационного техника с 06.12.1986 г. по 28.04.1990 г.
Принимая решение, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Князева Р.Ф, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного закона, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 названного закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Данные Правила применяются с 01.01.2015 г. на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в соответствии с ранее действующим законодательством - пп. "к" п. 109 раздела "Исчисление стажа" Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В случае применения данного постановления к подсчету специального стажа Князева Р.Ф. льготный стаж учтенный управлением ПФР составляет 9 месяцев 13 дней, соответственно период службы в армии может быть учтен не более чем 9 месяцев 13 дней, с 14.06.1989 г. по 26.03.1990 г.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному мнению, что решение ГУ-УПФ РФ в Орджоникидзевском районе г. Уфы РБ N 47 от 29.06.17 г. в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода службы Князева Р.Ф. в армии за период с 14.06.1989 г. по 26.03.1990 г. (9 месяцев 13 дней), является незаконным.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию истца по делу, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, при этом выводы судов в части мотивов и правовых оснований, которыми они руководствовались, не опровергают.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации.
Кроме того, согласно в соответствии с п.2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, являющейся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, не считаются дискриминацией.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 08 августа 2018 года, дополнительное решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Князева Р.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Э.Я. Абдрахманова
З.Г. Латыпова
Справка: судья Власюк М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.