Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Милютина В.Н, Субхангулова А.Н,
при секретаре Атналине В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Богомягкова Ю.В. в лице представителя на решение Стерлитамакского городского суда РБ от 28 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богомягков Ю.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности на ТСЖ "Алмаз" утеплить с уличной стороны многоквартирного дома стены принадлежащей ему адрес РБ, о взыскании судебных расходов, указав, что принадлежащая ему указанная квартира является угловой, расположена на 8 этаже, стены комнат и пол возле стен холодные, во время дождя стены мокнут, в связи с чем, истец обратился в ТСЖ "Алмаз" с просьбой об утеплении стены, однако ответа не последовало. Согласно результатам независимой экспертизы теплозащита ограждающей стены в квартире не соответствует нормативным требованиям. Необходимо проведение работ по устранению недостатков теплового режима.
Решением Стерлитамакского городского суда РБ от 28 мая 2019 года в удовлетворении заявленных Богомягкова Ю.В. исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Богомягков Ю.В. в лице представителя в апелляционной жалобе просит его отменить, приводя те же доводы, что и в обоснование заявленных в суде требований, указывая на то, что ТСЖ "Алмаз" является надлежащим ответчиком по делу и именно оно обязано произвести утепление фасада, поскольку данные работы относятся к текущему ремонту и должны быть проведены за счет средств и силами ТСЖ "Алмаз".
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Богомягкову Т.Е, представляющую интересы Богомягкова Ю.В, поддержавшую доводы жалобы, а также выслушав представителя ТСЖ "Алмаз" Войтюк В.В, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются, в числе прочего, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены..).
Установлено, что Богомягков Ю.В. является собственником ? доли в адрес РБ.
На основании договора управления многоквартирным домом от 19 февраля 2018 года ТСЖ "Алмаз" осуществляет управление многоквартирным домом, N.., расположенным по адресу: РБ, адрес.
Согласно выполненному по обращению истца заключению эксперта N05/03БЮВ/19, выполненному экспертом ООО "Судебная нормативная экспертиза товаров и услуг" Тамарским А.И, установлено, что фактическая теплозащита ограждающей стены квартиры, расположенной по адресу: адрес, не соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к теплозащитным свойствам ограждающих конструкций данного типа зданий. В результате чего температурный режим в жилом помещении и помещении кухни не соответствует требованиям СП 50.133330, в помещениях холодно.
30 января 2019 года Богомягков Ю.В. обратился в ТСЖ "Алмаз" с заявлением об оказании содействия по утеплению стен его квартиры с наружной стороны.
ТСЖ "Алмаз" обращение Богомягкова Ю.В. не исполнено.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно согласился с возражениями ТСЖ "Алмаз" о том, что утепление стен квартиры истца с наружной стороны стен многоквартирного дома (со стороны фасада), относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Указанные выводы суд основаны на соответствующих, приведенных в решении суда первой инстанции, нормах закона.
Так, в соответствии с пп. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт. В соответствии с ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт фасада.
Кроме того, в силу ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада.
Согласно ст. 2, пп. 5 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" потребность в капитальном ремонте - это необходимость проведения работ (отнесенных указанным Федеральным законом к видам работ по капитальному ремонту) по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме для приведения многоквартирного жилого дома в технически исправное состояние.
Указанный закон к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов также относит утепление и ремонт фасадов.
В силу п. 21 Правил, а также п. 1 ч. 2 ст. 44 и ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома... ).
Согласно п. 5.2 ВСН 58-88 (р), утв. Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Положениями ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", приложением N 8 к постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 определено, что утепление зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций) отнесены к капитальному ремонту.
Кроме того, в силу ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694-з (ред. от 24.12.2018) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" утепление фасада многоквартирного дома также относит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Республике Башкортостан создан НОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан".
Суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что в силу ч.1 ст.182 ЖК РФ Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Постановлением Правительства РБ от 27.12.2017 N 625 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2014 года N 245 "Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт" установлены размеры предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающем в себя, в том числе, ремонт и утепление фасада.
Постановлением Правительства РБ от 27.12.2013 N 634 (ред. от 28.01.2019) "Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" капитальный ремонт многоквартирного адрес РБ, а в частности ремонт фасада указанного дома, где располагается принадлежащая истцу адрес, запланирована в 2023-2025 годах.
В силу приведенных норм закона и подзаконных актов Республики Башкортостан судом обоснованно признаны несостоятельными доводы истца о том, что утепление фасада относится к текущему ремонту.
В рассматриваемом случае установлено и не оспаривается, что многоквартирный адрес РБ где располагается принадлежащая истцу адрес, с наружи (с фасада) утеплен утеплителем.
Суд первой инстанции, признавая несостоятельными доводы истца о том, что утепление фасада относится к текущему ремонту, обоснованно исходил также из того, что Пункт 3.2 СП 12-101-98 "Технические правила производства наружной теплоизоляции зданий с тонкой штукатуркой по утеплителю" определяет, что наружная теплоизоляция является конструктивным элементом здания и представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из плитного утеплителя, закрепляемого на поверхности стены с помощью высокоадгезионного клеящего состава и (или) механического крепления, армированного нижнего слоя штукатурки и декоративно-защитного покрытия.
Суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что у управляющей компании отсутствовала обязанность по принятию самостоятельного решения по вопросу о проведении ремонтных работ по наружному утеплению стен, в связи с чем, суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения на ответчика ТСЖ "Алмаз" такой обязанности не имеется.
Судом ставился на обсуждение вопрос о замене ответчика ТСЖ "Алмаз" на надлежащего ответчика НОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 41 ГПК РФ, т.к. суд первой инстанции может только лишь с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Принимая во внимание, что представители истца возражали против замены ответчика ТСЖ "Алмаз" на надлежащего ответчика НОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", настаивали на возложении обязанности по утеплению стены квартиры на ТСЖ "Алмаз", суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к ТСЖ "Алмаз", поскольку в силу ч.2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика надлежащим, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворения иска Богомягкова Ю.В, поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богомягкова Ю.В. в лице представителя - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: В.Н. Милютин
А.Н. Субхангулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.