Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Фархиуллиной О.Р, Якуповой Н.Н.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сагадиевой А.Э. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан к Сагадиевой А.Э. о взыскании задолженности по налогу.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 27 по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сагадиевой А.Э. о взыскании задолженности по налогу. В обоснование требований указала, что административный ответчик имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами N... по адресу: адрес, с кадастровым номером N... по адресу: адрес в связи с чем является плательщиком земельного налога. Административный истец известил Сагадиеву А.Э. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление, а в последующем и требование об уплате налога, однако административный ответчик требование об уплате налога не исполнила.
Просила взыскать с Сагадиевой А.Э. задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 г. за земельный участок с кадастровым номером N... по адресу: адрес а в сумме 49 902 рубля, пени в размере 1114,48 рублей.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. с Сагадиевой А.Э. в пользу Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ взыскана задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 г. в сумме 49 902 рубля, пени в размере 1114,48 рублей, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1730,49 рублей.
Не согласившись с решением суда, Сагадиева А.Э. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2018 г. вышеуказанное решение отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ к Сагадиевой А.Э. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 г.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 июня 2019 г. по кассационной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России N 27 по РБ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2018 г. отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.
Отменяя судебное постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал на то, что суд апелляционной инстанции отказывая в удовлетворении административного иска исходил из того, что административным истцом не исполнена обязанность по своевременному направлению в адрес административного ответчика уведомления и требования об уплате земельного налога, однако судебной коллегией не исследовался вопрос о фактическом вручении налоговой корреспонденции административному ответчику.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Сагадиеву А.Э, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1, 3 ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использованием земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно положениям ст. 66 Земельного кодекса РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сагадиева А.Э. (ранее Сагадиева Г.Э.) является плательщиком земельного налога, в ее собственности находились земельные участки с кадастровыми номерами N... по адресу: адрес, с кадастровым номером N... по адресу: адрес
Удовлетворяя требования административного истца и взыскивая задолженность по земельному налогу в размере 49 902 рублей, пени в размере 1114,48 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом соблюдены сроки, порядок и процедура взыскания земельного налога за 2014 год, что по мнению суда, подтверждается направленными в адрес истца налоговым уведомлением сроком уплаты до 01 декабря 2016 года и требованием от 07 февраля 2017 года N6931 об уплате налога, сбора, пени и штрафа, которое в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Так, 27 сентября 2016 г. Сагадиевой А.Э. по адресу: адрес, направлено налоговое уведомление N... от 27 сентября 2016 г. о начислении транспортного налога за 2015 г. в размере 2 240 рублей, земельного налога за 2015 г. в сумме 53 715 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 3 473 рублей со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2016 г.
Согласно требованию N... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 7 февраля 2017 г. Сагадиева А.Э. ставится в известность об обязанности уплатить в срок 28 марта 2017 г. земельный налог в сумме 49 902 рублей.
В подтверждение направления указанного требования об уплате налога в адрес административного ответчика административный истец в суд первой инстанции представил копию списка заказных отправлений с документами "требование об уплате налога, пени, штрафа" со штампом Почты России от 10 февраля 2017 г. В графе "куда" указано, что корреспонденция направлена налогоплательщику по адресу: адрес
Согласно адресной справке УВМ МВД по Республике Башкортостан от 22 ноября 2018 г. Сагадиева А.Э. 15 сентября 2014 года снята с регистрационного учета с адреса: адрес в связи с убытием по адресу: адрес
По информации Администрации сельского поселения... сельсовет муниципального района... район Республики Башкортостан исх. N 401 от 16 ноября 2018 г. Сагадиева А.Э. с 15 сентября 2014 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес На территории д.... не имеется жилого дома, находящегося по ул....
Вместе с тем, согласно сведениям с официального интернет-сайта Почты России почтовая корреспонденция, направленная Межрайонной ИФНС N 27 по РБ 17 октября 2016 г. с номером идентификатора N.., была получена адресатом Сагадиевой А.Э. в почтовой службе дер..., которая обслуживает население дер....
Почтовая корреспонденция от 12 февраля 2017 г. (направление требования N N... от 7 февраля 2017 г.) с номером идентификатора N.., направленная Сагадиевой А.Э. по адресу: адрес также была получена адресатом.
Кроме того, в этот же день почтовая корреспонденция, направленная Межрайонной ИФНС N 27 по РБ с номером идентификатора N... в адрес некой Сагадиевой И.И. по адресу адрес, по которому проживает административный ответчик, также получена адресатом Сагадиевой И.И.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, обоснованно удовлетворил требования административного истца и взыскал с Сагадиевой А.Э. вышеуказанную задолженность по земельному налогу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, при этом принимает во внимание, что административным истцом соблюдены сроки, порядок и процедура взыскания земельного налога за 2015 г, что подтверждается в том числе общедоступными сведениями в силу размещения в сети интернет. Кроме того, данных о том, что конверты с налоговой корреспонденцией были возвращены отправителю с указанием о непроживании Сагадиевой А.Э. и невозможности вручения ей письма, не имеется.
Довод апелляционной жалобы Сагадиевой А.Э. о неверном исчислении земельного налога за 2015 г. исходя из кадастровой стоимости целостного земельного участка с кадастровым номером N... по адресу: адрес значительно превышающей стоимость на указанный период, поскольку кадастровый номер N... снят с учета, а статус объекта аннулирован в связи с принятием постановления администрации сельского поселения... сельсовет муниципального района Республики Башкортостан от 24 июня 2015 г. N804 о разделении указанного земельного участка и присвоением измененного кадастрового номера на N.., о чем ею было сообщено в налоговую инспекцию N27 письменно с 2016 г. о замене сведений, ошибочен.
Согласно п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ, органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества и земельных участков, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной территории недвижимого имущества и земельных участков в течение 10 дней со дня регистрации. Сведения предоставляются на электроном носителе. Далее на основании поступивших сведений налоговый орган на основании ст. 52 Налогового кодекса РФ исчисляет земельный налог и направляет в адрес налогоплательщика налоговые уведомления с указанием, периода взыскания, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки и суммы налога к уплате. Изменение кадастровой стоимости земельного участка не входит в компетенцию налогового органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 237-ФЗ от 3 июля 2016 г. кадастровая стоимость земельного участка определяется путем проведения государственной кадастровой оценки, которая включает в себя принятие решения о ее проведении и подготовку к ней, определение кадастровой стоимости и утверждение результатов кадастровой оценки. Далее данные о фактической кадастровой стоимости земельного участка направляются в налоговый орган для корректировки суммы налога.
Согласно ст.52, ст.397 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении земельного участка, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, требование налогового органа об уплате земельного налога земельного участка с кадастровым номером N... за 2015 г. (за 9/12 месяцев владения) является правомерным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, оснований для его отмены в соответствии с требованиями ст. 310 КАС РФ не усматривает.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сагадиевой А.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи О.Р. Фархиуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.