Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Гареевой Д.Р, Смирновой О.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
с участием прокурора Бакиевой Г.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чанышевой Л.А. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснение Чанышевой Л.А, Телина Ф.А, представителей Избирательной комиссии городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Фахрутдиновой Г.Р, Шаймухаметовой Л.Р, судебная коллегия
установила:
Чанышева Л.А. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты, проведение повторной проверки подписных листов судом.
В обоснование иска указано, что 06 июля 2019 года избирательная комиссия городского округа г.Уфа Республики Башкортостан при осуществлении полномочий по выборам в депутаты Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 приняла Решение N 83/19 от 6 июля 2019 года об отказе Чанышевой Л.А, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Данное решение нарушает её избирательные права. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписанного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая их таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Специалист Управления по вопросам миграции МВД по РБ отнесла к нарушениям подписные листы N N 3, 48, 60, 64, 127, 141, 145, 155, 158, 186, 214, 232, 236, 242. Правомерность отнесения названного выше числа подписей к числу недействительных не представляется возможным в виду очевидного и неустранимого нарушения избирательной комиссией порядка проверки подписей, действительность которых была поставлена под сомнение.
Рабочая группа избирательной комиссии в неустановленные дату и время отправила подписные листы на проверку экспертам криминалистической лаборатории в ЭКЦ МВД по РБ, которые отнесли к нарушениям подписные листы N N 20, 36, 38, 49, 52, 56, 60, 87, 101, 109, 127, 129, 130, 145, 160, 184, 191, 195, 203. Административный истец была лишена возможности написать мотивированное возражение на основе копий официальных документов по причине их отсутствия.
Административный истец просил признать незаконным и отменить решение административного ответчика N 83/19 от 06 июля 2019 года об отказе в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, обязать зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета городского округа г.Уфа РБ четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, проведение повторной проверки подписных листов судом.
Судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении иска Чанышевой Л.А.
В апелляционной жалобе административного истца Чанышевой Л.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "г." пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года N 3/19 дополнительные выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 и одномандатному избирательному округу N 14 назначены на 08 сентября 2019 года.
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 4/19 от 10 июня 2019 года полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N8 и одномандатному избирательному округу N14 при проведении выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Чанышева Л.А. 14 июня 2019 года дала согласие баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 8 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представив в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан соответствующее заявление и предусмотренные законом документы.
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10 июня 2019 года N14/19 установлено количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на дополнительных выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 и составляет 246 подписи.
27 июня 2019 года в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан Чанышева Л.А. представила первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, выписку из лицевого счета, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения и папку N 1 с подписными листами (246 подписей).
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).
Кодексом РБ о выборах определено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 15 статьи 47 Кодекса (ч.1 ст. 47 Кодекса).
Статьей 49 Кодекса установлена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, предусмотрена возможность создания решением комиссии рабочих групп и возможность привлечения к проверке подписей избирателей членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов из числа специалистов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных органов, а также предусмотрено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссии вправе использовать ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 43/19 от 19 июня 2019 года установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, собранные и представленные в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 и одномандатному избирательному округу N 14.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, указав, что нарушений избирательного законодательства при его принятии, влекущих отмену, не установлено.
Так, по итогам проверки подписных листов рабочей группой Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан составлена ведомость проверки подписных листов N1 с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Чанышевой Л.А, согласно которой подписи избирателей в листах 3, 20, 36, 38, 48, 49, 52, 56, 60, 64, 87, 101, 109, 127, 129, 130, 141, 145, 155, 158, 160, 184, 186, 191, 195, 203, 214, 232, 236, 242 являются недостоверными и (или) недействительными.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 04 июля 2019 года 27 подписей избирателей (10,9 %) из 246 признаны недостоверными и (или) недействительными, 219 подписей избирателей признаны достоверными, то есть согласно требованиям федерального и законодательства республики не соответствует допустимому количеству выявленных недостоверных и недействительных подписей.
4 июля 2019 года Чанышева Л.А. и доверенное лицо Телин Ф.А. присутствовали при проведении проверки рабочей группой ИКГО подписных листов. Результаты проверки ЭКЦ МВД по РБ и Управления по вопросам миграции МВД по РБ были вручены доверенному лицу Чанышевой Л.А. - Телину Ф.А.
Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 83/19 от 06 июля 2019 года отказано Чанышевой Л.А, выдвинутой в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 8.
Суд первой инстанции, проверяя довод о неправомерном признании избирательной комиссией подписей недействительными и недостоверными, исследовал повторно данные подписи, ведомости и итоговый протокол проверки отобранных подписных листов, результаты проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, сведенные в таблицу и сведений о результатах проверки Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан, справки об исследовании Экспертно-криминалистического центра МВД по РБ, сведений о проверки по ПРИУР ГАС "Выборы", и сделал вывод о законности признания всего 28 подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что вывод Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительной и (или) недостоверной подписи избирателя в листе 145 и 158 является необоснованным ввиду установления расхождений с данными ПРИУР ГАС "Выборы" и согласно сведений Отдела по вопросам миграции МВД России по РБ данные указанные в подписном листе являются достоверными.
Вместе с тем, суд, исследуя подлинные подписные листы, установил, что подпись избирателя в листе 25 не заверена кандидатом и по данным ГАС "Выборы" регистр избирателей в листе 116 и 228 имеются сведения, не соответствующие действительности относительно имени и (или) отчества избирателя.
Судом первой инстанции при повторной проверке подписных листов установлено, что общее количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 28, что составляет 11,38%, что по-прежнему более 10 % от общего количества подписей, проверенных подписей.
Между тем суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы, установила, что согласно итогового протокола проверки подписных листов от 4 июля 2019 года 1 подпись признана недостоверной (недействительной), причина неверная дата рождения избирателя, иные нарушения в сведениях об избирателей (смерть избирателя, код 45,49). В данном случае это подписной лист 48.
Административным ответчиком в суд апелляционной инстанции представлена справка Управления по вопросам миграции МВД по РБ N 247 от 25 июля 2019 года.
Судебная коллегия полагает, что дополнительные доказательства, представленные административным ответчиком, необходимы для принятия законного и обоснованного решения и подлежат приобщению к материалам дела (пункт 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36).
Согласно данной справки в базах данных миграционной службы числятся Викулова ФИО13, дата года рождения, свидетельство о смерти N... года; Викулова ФИО14, дата года рождения. В ходе повторной проверки запрашиваемых сведений выяснилось, что при формировании баз данных в 2012 году допущена техническая ошибка, в результате которой в одной из баз произошло наложение данных умершей Викуловой В.В, дата года рождения, на данные Викуловой В.В, дата года рождения. В результате технической ошибки оказалось, что данные Викуловой В.В, дата года рождения, содержат паспортные данные Викуловой В.В, 1946 года рождения, и информацию о решении суда о признании умершей на основании свидетельства о смерти и признании паспорта недействительным.
Указано также, что Викулова ФИО15,... числится в базе данных миграционной службы.
Таким образом, из 28 подписей избирателей, признанных недействительными судом, подлежит исключению 1 подпись, следовательно, 27 подписей являются недействительными и (или) недостоверными, что составляет 10,98 процентов.
Несмотря на ошибочность суждения суда первой инстанции в отношении указанной выше 1 подписи избирателя, вывод о законности решения Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 83/19 от 06 июля 2019 года об отказе в регистрации Чанышевой Л.А. кандидатом на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ ввиду выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является правильным.
Представленным в материалы дела доказательствам суд дал правильную правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, подробно и аргументировано изложил позицию в судебном решении.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно истолковал сроки исчисления в сутках, полагая, что сутки не идентичны дням, судом первой инстанции проверен и обоснованно отклонен.
Доводы административного истца о том, что почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах должны выполняться по специальной методике, которая разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России; избирательная комиссия не имеет законных оснований в отказе регистрации кандидата на основании заключении экспертов произведенных по неправомерной методике; в заключение эксперта не присутствуют таблицы разработки фото-таблицы; нет иллюстрации выявленных общих и частных признаков являются необоснованными.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который соблюден.
Также является правильным вывод суда первой инстанции об ошибочности довода административного истца о необходимости назначения судебной почерковедческой экспертизы, основанного на неверном истолковании законодательства Российской Федерации о выборах, поскольку Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, о чем Пленум Верховного Суда РФ в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дал разъяснения.
Довод административного истца о необходимости допроса свидетелей в подтверждение собственноручного проставления дат внесения подписей избирателей, подлежал отклонению, поскольку, как правомерно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство подлежит подтверждению иными доказательствами. В связи с чем суд апелляционной инстанции также отказал в удовлетворении ходатайство Чанышевой Л.А. о допросе свидетелей и о приобщении заявлений избирателей и видеофайлов, подтверждающие внесение даты и подписи от избирателей, о допросе в качестве свидетеля Белоусова А.Л. Кроме того, данный свидетель допрошен в суде первой инстанции.
Указание Чанышевой Л.А. о том, что суд не мотивировал решение о допустимости передачи подписных листов на проверку УФМС по РБ, тогда как, передаваться на проверку органам ФМС могут подписи только в случае расхождения между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в регистре, не основана на действующем законодательстве. УФМС является органом осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства. В подпункте "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ прямо указано на то, что подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
Ссылка апеллянта о том, что большинство объявленных графологами недостоверными подписей собраны лично кандидатом в депутаты Чанышевой Л.А. (NN листов 20, 36, 38, 49, 52, 101, 127); в ходе судебного заседания судом не добыто объяснений, мотивов для чего из собравшей подписей, ставить дату в графе дата внесения подписи за семерых избирателей; в действиях административного истца отсутствует умысел, любые, возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и дат трактуются в пользу достоверности подписи, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание. Подписи в данных подписных листах признаны недействительными и недостоверными на основании справки об исследовании Экспертно-криминалистического центра МВД по РБ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Чанышевой Л.А. кандидатом является законным, регистрация административного истца кандидатом в депутаты Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N8, невозможна, следовательно, отсутствуют правовые основания для отмены решения суда.
Обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы Чанышевой Л.А. не могут служить поводом для отмены указанного решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чанышевой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Д.Р.Гареева
О.В.Смирнова
Справка: судья Иванов В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.