ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 04 июля 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 14 июня 2019 года) жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш" Косарева М.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 января 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года, юридическое лицо - федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш" (далее - ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, директор ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" Косарев М.Н. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, считаю жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 5.1 указанного Федерального закона на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов (ст. 31 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п. п. 1 - 3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ).
В силу ст. 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ органам государственной власти субъекта Российской Федерации передано осуществление федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года N 4, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан поступило обращение гражданина ФИО4 от дата (вх. N... ) по факту проведения поиска археологических артефактов на объекте культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита".
С целью предварительной проверки поступившего обращения дата осуществлен выезд в Бурзянский район Республики Башкортостан (Киекбаевский сельсовет) и осмотр объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" и его территории, в результате которого выявлен факт установки забора-накопителя длиной примерно 100 м от входа в пещеру.
В ходе проверки рассмотрены документы, представленные ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш", а также документы, имеющиеся в распоряжении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 17 июля 2018 года забор установлен в районе КПП N 2 и закрывает входную часть пещеры, начинается слева со склона пещерного массива и идет на юг 30 м, затем поворачивает налево (восток) и идет вдоль экскурсионной тропы и речки Шульган около 30 м, затем поворачивает направо, пересекает речку и упирается в скальный массив. Общая протяженность забора составляет ориентировочно 80 м.
Работа по установке забора-накопителя проведена на земельном участке с кадастровым номером... Данный участок территории государственного природного заповедника "Шульган-Таш" входит в границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" и объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Земля Урал-Батыра".
Объект культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 и отнесен к числу памятников археологии государственного значения, подлежащим охране.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 декабря 2015 года N 27413-р объект культурного наследия федерального значения зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021540271280006.
Пунктом 11 охранного обязательства объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита", утвержденного приказом Министерства культуры Республики Башкортостан N 18 от 28 января 2016 года, установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта, в том числе запрет на проведение земляных, строительных, мелиоративных иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 35762-р объект культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Земля Урал-Батыра" зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021630414770005.Ранее письмом от 23 октября 2017 года N 193-н ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" обращалось в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с вопросом о согласовании монтажа забора-накопителя для экскурсантов около Каповой пещеры. Управлением был дан ответ (исх. N 03-07/3763 от 16 ноября 2017 года) с разъяснением о необходимости проведения работ в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Представленный ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" в ходе проверки отчет о проведении археологических полевых работ в бассейне р. Белая в Бурзянском районе Республики Башкортостан и в бассейне р. Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области в 2017 году в установленном порядке не прошел государственную историко-культурную экспертизу. Заключение (акт) экспертизы по данной документации в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на согласование не представлялось.
Таким образом, ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" нарушило требования ст. ст. 5.1, 28, 30, 31, 32, 36 Федерального закона N 73-ФЗ, организовав установку забора-накопителя в пределах границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" и на территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Земля Урал-Батыра" (кадастровый номер земельного участка 02:18:130102:25) без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан, а также без представления в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащих результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключения государственной историко-культурной экспертизы данной документации (либо земельного участка).
Указанные обстоятельства подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении от дата, составленным в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" (л.д. 1 - 7, 9, 10);
копией приказа начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан N... от дата о проведении внеплановой документарной проверки (л.д. 14 - 16);
копией акта проверки N... ВПЮ от дата (л.д. 18 - 20);
копией акта осмотра объекта культурного наследия от дата с фотографиями (л.д. 23 - 25);
копией охранного обязательства собственника или иного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Капова пещера с живописью эпохи палеолита", утвержденного приказом Министерства культуры Республики Башкортостан N... от дата (л.д. 66 - 69);
копией паспорта объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации N... от дата (л.д. 70 - 71);
копией письма ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" N... -н от дата, адресованного в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (л.д. 77);
копией ответа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан N... от дата (л.д. 76);
копией отчета о проведении археологических полевых работ в бассейне адрес в адрес Республики Башкортостан и в бассейне адрес в адрес в 2017 году (л.д. 79 - 94).
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены судебными инстанциями в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Ссылка заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от дата, которым удовлетворено административное исковое заявление ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш", признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда:
постановление Правительства Республики Башкортостан от дата N... "Об отнесении части объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Земля Урал-Батыра", который расположен на территории Киекбаевского сельсовета ( адрес), к историко-культурным заповедникам" в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш", включая его охранную зону,
постановление Правительства Республики Башкортостан от дата N... "О введении особого режима функционирования объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита",
приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от дата N... "Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" (редакция от дата N... ) в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш", включая его охранную зону,
приказ Министерства культуры Республики Башкортостан от дата N... "О включении выявленного объекта культурного наследия достопримечательное место "Земля Урал-Батыра", расположенного по адресу: адрес, муниципальный район адрес, Киекбаевский сельсовет в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в части применения к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, управляемых ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш", включая его охранную зону,
приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата N... "Об установлении условий доступа к объекту культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита", несостоятельна.
Обстоятельства, установленные указанным судебным актом, не влияют на доказанность вины ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Статус объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита", зарегистрированного в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021540271280006 на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 декабря 2015 года N 27413-р, и статус объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Земля Урал-Батыра", зарегистрированного в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021630414770005 на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 35762-р, не изменились. Кроме того, данных о вступлении решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2019 года в законную силу на момент рассмотрения настоящей жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах вывод судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан о совершении ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является правильным, с чем обоснованно согласился судья Верховного Суда Республики Башкортостан.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан при рассмотрении дела, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных судебными инстанциями обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы о виновности ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.
Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
Представленное директором ФГБУ "Государственный заповедник "Шульган-Таш" Косаревым М.Н. заявление о приостановлении исполнительного производства не может быть рассмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, поскольку в силу ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ приостановление исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания. Таким образом, разрешение указанного заявления (ходатайства) не входит в полномочия исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 января 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш" оставить без изменения, жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный биосферный заповедник "Шульган-Таш" Косарева М.Н. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Р. Усманова
Справка:
судья межрайонного суда Мустафина З.З.
судья Верховного Суда РБ Соболева Г.Б.
дело N 44А-1080/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.