ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Уфа 25 июня 2019 года
Исполняющий обязанности заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 28 мая 2019 года) жалобу защитника администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Мамедзаде М.Э. оглы на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белебею Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года и решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белебею Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года, юридическое лицо - администрация городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее - администрация ГП г. Белебей) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, защитник администрации ГП г. Белебей Мамедзаде М.Э. оглы обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах установлены ГОСТ Р 52289-2004, утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
Как следует из материалов дела, дата старшим государственным инспектором отдела ДИ, ОД и ТН УГИБДД МВД по РБ ФИО5 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в адрес Республики Башкортостан, а именно:
- отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 (2) "Пешеходный переход" на перекрестках улиц Советской и Красноармейской, Советской и Коммунистической, Красной и Волгоградской, возле д. 81 по ул. Красной;
- отсутствуют горизонтальные дорожные разметки 1.14.1 "Зебра" на перекрестках улиц Красной и Коммунистической, Красной и Карла Маркса, Красной и Шапошникова, Красной и Войкова, Красной и Волгоградской, Интернациональной и Войкова, возле д. 7 по ул. Советской, домов 51, 123/2 по ул. Красной, д. 12 по ул. Морозова, д. 20 по ул. Революционеров, домов 20, 31, 67, 95, 139, 173 по ул. Красноармейской, домов 41 "В", 69 по ул. Восточной;
- отсутствуют пешеходные ограждения на перекрестках улиц Советской и Коммунистической, Красной и Коммунистической, Красной и Войкова, Красной и Волгоградской, Интернациональной и Ленина, Интернациональной и Войкова, возле д. 81 по ул. Красной, д. 41 "В" по ул. Восточной;
- отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью возле домов 81, 95, 101, 105, 113, 115 по ул. Красной, на перекрестке улиц Красной и Волгоградской;
- возле д. 28 по ул. Революционеров дорожный знак 5.19.1 "Пешеходный переход" не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004 (развернут), в створе пешеходного перехода имеется уширение в виде парковочного места, дорожный знак 6.4 "Парковка" с табличкой 8.6.4 "Способ парковки" отсутствуют;
- высота дорожного знака 5.19.1 "Пешеходный переход" на перекрестке улиц Интернациональной и Ленина от нижнего края знака до бордюрного камня составляет 1,57 м;
- отсутствует дорожный знак 5.16 "Остановка общественного транспорта" возле д. 133 по ул. Красноармейской;
- ограничена видимость дорожного знака 5.19.2 "Пешеходный переход" возле д. 67 по ул. Красноармейской.
Лицом, допустившим нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004, является администрация ГП г. Белебей.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:
протоколом об административном правонарушении от дата (л.д. 6 - 9);
актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения от дата (л.д. 50 - 80);
фототаблицей (л.д. 81 -100).
Достоверность и допустимость доказательств, положенных в основу выводов о виновности администрации ГП адрес в совершении административного правонарушения, судьями первой и второй инстанций проверены, им в совокупности дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Довод жалобы о том, что акт выявленных недостатков составлен без участия администрации ГП г. Белебей, не является основанием к отмене судебных актов, поскольку нарушения были выявлены в ходе непрерывного надзора за дорожным движением в соответствии с п. п. 81 - 86 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года N 380.
Требований об обязательном присутствии при составлении акта выявленных недостатков и произведении фотосъемки должностного лица, ответственного за состояние дорог, КоАП РФ не содержит. Акты и фототаблица к ним являются письменными доказательствами, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, содержащиеся в них сведения согласуются друг с другом и иными материалами дела. Не доверять информации, изложенной в актах выявленных недостатков, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении был составлен 20 августа 2018 года в отсутствие законного представителя, защитника администрации ГП г. Белебей. При этом 09 августа 2018 года на адрес электронной почты администрации было направлено, в том числе, определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении - в 14.30 ч 20 августа 2018 года по адресу: г. Уфа, пр. Октября, д. 147, каб. 4-13 (в уведомлении об отправке электронной корреспонденции указанное определение названо как определение о назначении рассмотрения дела) (л.д. 20, 22). Электронным письмом администрация ГП г. Белебей сообщила должностному лицу ГИБДД, что документы получены (л.д. 19), письмом N 1811 от 17 августа 2018 года (л.д. 9 оборот) глава администрации Губаев С.С. просил рассмотреть административный материал, назначенный на 14.30 ч 20 августа 2018 года, в отсутствие представителей юридического лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был правомерно составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя администрации ГП г. Белебей, не направившего на составление документа защитника юридического лица, нарушений требований ст. 28.8 КоАП РФ и права администрации на защиту не усматривается.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что администрация ГП г. Белебей, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка действиям лица даны верные.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение наказания должно соответствовать принципу разумности и справедливости.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Административное наказание назначено юридическому лицу с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. При назначении наказания мировым судьей учтены конкретные обстоятельств дела, данные о личности правонарушителя, характер совершенного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белебею Республики Башкортостан от 17 сентября 2018 года и решение судьи Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу защитника администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Мамедзаде М.Э. оглы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Исполняющий обязанности
заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Р. Усманова
Справка:
мировой судья Мухарямов Р.М.
судья городского суда Савина О.В.
N 44а-962/19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.