Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Матвеевой М.К.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Мазиловой Л.Ю, представителя административного ответчика Коба Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Мазиловой Татьяны Анатольевны к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Мазиловой Татьяны Анатольевны к Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Мазилова Т.А. обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику. В обоснование иска указано, что ответчиком отказано в перераспределении земельного участка в связи с его расположением на двух территориальных зонах: ******** и " ********". Просил признать решение об отказе в перераспределении земельного участка незаконным, так как вышеуказанное основание отказа в перераспределении земельного участка не предусмотрено ЗК РФ, и обязать ответчика согласовать перераспределение земельного участка, расположенного по адресу:...
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано административным истцом. Представитель административного истца в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что на испрашиваемом участке расположен гараж, принадлежащий ей на праве собственности, расположение которого в территориальной зоне Л-1 никаким документом не подтверждается.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что Мазилова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., площадью ******** кв.м, расположенного по адресу:.., а также жилого дома и хозяйственных построек, расположенных на данном участке.
01 марта 2019 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска с заявлением о перераспределении вышеуказанного земельного участка, на которое 18 марта 2019 года получила письменное уведомление об отказе в связи с тем, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок учтен без возможности увеличения площади, так как находится на территории общего пользования на двух территориальных зонах: "Л-1" и "Ж-2А".
Согласно положениям ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативными правовыми актами, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания обжалуемого решения незаконным их удовлетворения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (п. 3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4).
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы имеются.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 39.28, п. п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Так, согласно данной норме основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 39.28 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Мазилова Т.А, обращаясь с заявлением о перераспределении земельного участка, указала о расположении на испрашиваемом участке части принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости - гаража. Также представила схему расположения земельного участка, разработанную кадастровым инженером, на которой границы испрашиваемого участка отражены с учетом его расположения в одной территориальной зоне - Ж-2А.
Отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, орган местного самоуправления в лице Департамента имущественных и земельных отношений в оспариваемом уведомлении сослался на пункт 7 ст.11.9 ЗК РФ, не допускающий образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков. При этом со ссылкой на Правила землепользования и застройки г.Якутска и проект межевания территории квартала "Белое озеро", утвержденным распоряжением Окружной Администрации г. Якутска N N... от 16.08.2017 г. указал о расположении испрашиваемого участка на двух территориальных зонах (Л-1 и Ж-2А), а также в пределах береговой полосы водного объекта. При этом в уведомлении не приведено обоснование того, что схема расположения земельного участка, представленная с заявлением о перераспределении земельных участков, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона.
В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие достоверно установить, что границы испрашиваемого земельного участка выходят за пределы территориальной зоны Ж-2А (зона индивидуального жилищного строительства).
Кроме того, как пояснил истец, к перераспределению был заявлен участок под принадлежащий ей на праве собственности гараж, притязаний на который со стороны третьих лиц не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового - о частичном удовлетворении административного иска Мазиловой Т.А.
В целях восстановления нарушенного права истца надлежит обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Мазиловой Т.А. в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 23 апреля 2019 года по делу по делу по административному исковому заявлению Мазиловой Татьяны Анатольевны к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск Мазиловой Татьяны Александровны удовлетворить частично: признать незаконным решение Окружной администрации г. Якутска об отказе в перераспределении земельного участка.
Обязать Окружную администрацию г. Якутска устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Мазиловой Татьяны Александровны о перераспределении земельного участка.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.