И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С., изучив жалобу заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.С. об отмене решения Мирнинского районного суда от 28 февраля 2019 года и решения судьи Верховного Суда РС(Я) от 09 апреля 2019 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении руководителя контрактной службы ГБУ РС(Я) "Мирнинская центральная районная больница" Поповой Л.Л.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.В. от 16 ноября 2018 года руководитель контрактной службы ГБУ РС(Я) "Мирнинская центральная района больница" Попова Л.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Решением Мирнинского районного суда РС(Я) от 28 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда РС(Я) от 09 апреля 2019 года, данное постановление отменено с возвращением дела на новое рассмотрение в Министерство финансов РС(Я).
В жалобе заместитель министра финансов РС(Я) просит отменить вступившие в законную силу судебные постановления как незаконные и необоснованные, оставить без изменения постановление административного органа, ссылаясь на то, что в проектах контрактов учреждения неверно определен размер штрафа поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, в связи с чем, постановление административного органа является правильным. Кроме того, на момент вынесения решения судьей Верховного Суда РС(Я) срок давности привлечения к административной ответственности истек и дело не может быть рассмотрено по существу административным органом.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Частью 4 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч.8 ст.34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен п.4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 16 ноября 2018 года, ГБУ РС(Я) "Мирнинская центральная районная больница" при проведении запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установилав проектах контрактов по 2 запросам котировок, за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, штраф в размере 10% от цены контракта, чем нарушило требования ч.8 ст.34 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.
Между тем, согласно п.п.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вступившим в силу решением Мирнинского районного суда РС(Я) от 28 февраля 2019 года постановление заместителя министра финансов РС(Я) от 16 ноября 2018 года отменено и дело возвращено на новое рассмотрение на том основании, что постановление административного органа не соответствует ст.29.10 КоАП РФ, не содержит обоснованных выводов о виновности должностного лица, обстоятельства, на которых основывается административный орган, не конкретизированы и не установлены.
Судья Верховного Суда РС(Я) с данными выводами суда первой инстанции правильно согласился, указав, что указанные в постановлении заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2018 года N 159-КС обстоятельства правонарушения, а именно перечень закупок в приложении N 1, не содержат сведений достоверно указывающих на установление должностным лицом неверного штрафа поставщика (подрядчика, исполнителя) в проектах контрактов, следовательно, данный перечень не является доказательством подтверждающим событие административного правонарушения.
В материалах дела имеются лишь проекты извещения о проведении запроса котировок для закупок с номерами N.., N.., в которых указано, что к ним прилагаются проекты государственного контракта. Имеется лишь один проект государственного контракта к извещению с N.., по которому срок давности привлечения к административной ответственности истек и по этому событию постановление о привлечении к административной ответственности не выносилось.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Отмена судебного решения об отмене постановления заместителя министра финансов РС(Я) от 16 ноября 2018 года ухудшит положение Поповой Л.Л.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 год), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Требование заявителя жалобы об отмене вступивших в законную силу решений суда, которыми постановление заместителя министра финансов РС(Я) от 16 ноября 2018 года в отношении Поповой Л.Л. отменено и дело возвращено на новое рассмотрение, не может быть удовлетворено, исходя из того, что КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения руководителя контрактной службы ГБУ РС(Я) "Мирнинская центральная района больница" Поповой Л.Л. к административной ответственности, выявлены 31 марта 2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек 31 марта 2019 года.
Таким образом, судья Верховного Суда РС (Я) обоснованно пришел к выводу об оставлении без изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2019 года.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности Поповой Л.Л.обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых решения Мирнинского районного суда РС(Я), решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и для удовлетворения жалобы заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.С. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.С. отказать.
Решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 28 февраля 2019 года, решение судьи Верховного Суда РС(Я) от 09 апреля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении руководителя контрактной службы ГБУ РС(Я) "Мирнинская Центральная района больница" Поповой Л.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ - оставить без изменения.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда РС(Я) п/п Александрова Р.С.
Копия верна.
И.о. заместителя председателя
Верховного Суда РС(Я) Александрова Р.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.