Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителей Службы финансового надзора Республики Крым Бабич Н.А. и Яновой И.Г,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фомича С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
29 июля 2019 года
жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации города Феодосии ФИО1,
установил:
постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N глава администрации города Феодосии Фомич С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе Фомича С.В. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Феодосийского городского суда Республики Крым 11 июня 2019 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением судьи городского суда, начальник Службы финансового надзора Республики Крым Кальков А.А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить его. В обоснование указано на нарушение судьей городского суда норм процессуального и материального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителей Службы финансового надзора Республики Крым Бабич Н.А. и Яновой И.Г, поддержавших жалобу, Фомича С.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, приказа Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N с 11 по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка полноты освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым, в администрации г. Феодосия и её структурных подразделениях, за период с ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено следующее:
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 г. N 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее - Общие требования N372, Постановление N372).
Согласно Общим требованиям N 372 субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с п.9 Общих требований N 372 одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в лице министра ФИО8, и администрацией города Феодосии (Муниципалитет), в лице главы администрации г. Феодосии Фомича С.В, заключено Соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ в качестве общежитий, на территории Республики Крым в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2018-2020 года от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Соглашение N).
В соответствии с п.1.1 Соглашения N, оно определяет порядок взаимодействия Сторон в целях осуществления совместных действий по капитальному ремонту общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ в качестве общежитий на территории Республики Крым и находящихся в муниципальной собственности администрации.
В соответствии с п.1.2 Соглашения N Министерство обязуется предоставить субсидию в размере "данные изъяты" на капитальный ремонт жилого здания (общежития) N по "адрес"
Согласно п.1.4. Соглашения N администрация обязуется принять Субсидию и использовать в порядке и на условиях, определенных Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно п.1.5 Соглашения N показателем результативности использования Субсидии является достижение 100-процентного выполнения комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий.
Согласно п.2.1 Соглашения N получателем субсидии является администрация.
Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов (информации) для получения субсидии возлагается на администрацию (п.2.5 Соглашения N).
В соответствии с п.3.3 Соглашения N администрация обязуется:
- обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии до ДД.ММ.ГГГГ (п.3.3.2 Соглашения N);
- обеспечить осуществление приемки выполненных работ, вести учет объемов и стоимости выполненных и оплаченных работ (п.3.3.6 Соглашения N);
- осуществлять контроль за целевым адресным и эффективным использованием субсидии (п.3.3.8 Соглашения N);
- после завершения работ по капитальному ремонту объекта, предоставить в Управление реформирования жилищного хозяйства Министерства надлежащим образом заверенные копии актов выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат (п. ДД.ММ.ГГГГ Соглашения N);
- предоставлять соответствующую отчетность.
В соответствии с п.4.2 Соглашения N, контроль за соблюдением администрацией условий предоставления Субсидии осуществляется путем своевременного предоставления запрашиваемой информации и документов, необходимых для исполнения Соглашения N, проведения проверок на основании предоставленной отчетности и иных документов, а также в форме выездных проверок.
Согласно п.5.1, 5.2 Соглашения N администрация г. Феодосии несет ответственность за целевое, адресное, эффективное и своевременное использование субсидии, за достоверность и своевременность предоставляемой информации.
Приложением N к Соглашению N является гарантийное письмо, подписанное Министром ЖКХ Республики Крым ФИО8 и главой администрации города Феодосии Фомичом С.В, согласно которому администрация муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым гарантирует освоение средств и достижение значений результативности использования субсидии, показателем которой является стопроцентная готовность объекта капитального ремонта муниципальной собственности, до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, к Соглашению N приложено гарантийное письмо, подписанное главой администрации города Феодосии Фомичом С.В, согласно которому администрация муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым гарантирует освоение средств и достижение значений результативности использования Субсидии, показателем которой является стопроцентная готовность объекта капитального ремонта муниципальной собственности до ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N в Соглашение N внесены изменения в части срока перечисления Субсидии с марта на июнь 2018 года.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N в Соглашение N срок перечисления Субсидии перенесен на декабрь 2018 года.
Согласно решению 88-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О бюджете муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с изменениями, внесенными решением 101-й сессии 1-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ N, главным распорядителем средств по расходам на капитальный ремонт общежитий, а также жилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ в качестве общежитий, на территории Республики Крым определено муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительство администрации города Феодосии Республики Крым" (далее МКУ УКС).
Согласно письму администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N, направленного в адрес Службы финансового надзора Республики Крым на основании запроса от ДД.ММ.ГГГГ N, поступило средств субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосия на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ в качестве общежитий, на территории Республики Крым в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2018-2020 годы в рамках Соглашения N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб.
В рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N МКУ УКС, в лице начальника ФИО9, заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N с ИП ФИО10 (далее - Контракт от ДД.ММ.ГГГГ N N).
Согласно п.1.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, предметом является выполнение работ на объекте: "Капитальный ремонт жилого здания (общежития) N по "адрес" в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, в срок, установленный п.4.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ N и графиком работ (Приложение N), и по цене, указанной в п.2.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ N
Цена Контракта от ДД.ММ.ГГГГ N составляет "данные изъяты".
Согласно п.4.1 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с графиком производства работ. Начало: с даты подписания контракта. Окончание: ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.15.1, 15.2 Контракт от ДД.ММ.ГГГГ N вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Графику производства работ, последние виды работ должны быть выполнены ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленных справки о стоимости выполненных работ и затрат ф.КС-3 от ДД.ММ.ГГГГ N и актов о приемке выполненных работ ф.КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, выполнено работ на сумму "данные изъяты" руб, которые полностью оплачены.
Согласно Плану-отчету капитального строительства объектов за счет средств бюджета Республики Крым в 2018 году, предоставленному письмом администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, при плановом вводе мощности "данные изъяты" объектов фактически выполнено 800 или 49%.
Вследствие несоблюдения требований п.10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса, п.14 Порядка, п.7.2 Общих требований N, п.1.5, п.3.3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N и ввиду неисполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ N N не были достигнуты показатели результативности, выражающиеся в достижение 100-процентного выполнения комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий, чем были нарушены условия предоставления субсидии на сумму "данные изъяты" руб.
В соответствии с п.3.3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N администрация г. Феодосии обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, указанных в п.1.5.
Согласно ст.36 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, к полномочиям администрации города Феодосия по решению вопросов местного значение относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об его исполнении.
По результатам проведенной проверки Службой финансового надзора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N, в котором зафиксировано вышеуказанное нарушение (выписка из акта Т.I, л.д.54-65).
Должностными лицами органа финансового надзора в ходе проведенной проверки установлено, что в результате не достижения показателей результативности должностным лицом - главой администрации города Феодосии Фомичом С.В. нарушены условия предоставления субсидии, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым Яновой И.Г. составлен протокол об административном правонарушении N в отношении главы администрации города Феодосии Фомича С.В. (Т.I, л.д.45-50).
Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N глава администрации города Феодосии Фомич С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (Т.I, л.д.37-44).
Ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Как следует из ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Прекращая производство по административному делу, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом не представлено каких-либо доказательств, указывающих на наличие у Фомича С.В. вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Административным органом установлен лишь факт своевременного неисполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N заключенного между МКУ УКС и ИП ФИО10 на выполнение капитального ремонта жилого здания (общежития) N по "адрес". Судья городского суда согласился с доводами Фомича С.В. об отсутствии события вмененного правонарушения, поскольку полагал, что условия предоставления субсидии администрацией соблюдены.
Вместе с тем, условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения - раздел 2 Соглашения N, в том числе, капитальный ремонт жилого здания (общежития) N по "адрес". Заключенный МКУ УКС контракт N на выполнение капитального ремонта жилого здания (общежития) N по "адрес", свидетельствует о соблюдении указанного условия. Невыполнение обязательств в рамках этого договора (по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств, непреодолимой силы) не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о не достижении предусмотренных договором о предоставлении субсидии и договором подряда результатов, что, как полагал судья городского суда, не образуют состав правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. С учетом данных выводов судья городского суда отменил постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ N, а производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Однако с такими выводами судьи городского суда согласиться нельзя, поскольку при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и доказательства, которым не дана надлежащая правовая оценка.
Объектом данного правонарушения являются отношения, возникшие в сфере бюджетных правоотношений, выразившие в не соблюдении условий предоставления субсидии.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении должностным лицом, являющимся получателем субсидии, условий ее предоставления.
Так, при рассмотрении данного дела были не в полной мере исследованы все установленные по делу обстоятельства и не дана объективная правовая оценка доказательствам, в частности, судьей городского суда не дана оценка имеющемуся в материалах дела Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N, предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым субсидии на проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ в качестве общежитий, на территории Республики Крым в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2018-2020 годы, под условием, которое предусмотрено п.7.2 Общих требований N, из которого следует, что одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидий.
Более того, согласно п.2.3 Соглашения N, одним из условий предоставления Субсидии является письменное обязательство муниципального образования Республики Крым о реализации мероприятий по проведению капитального ремонта общежитий в текущем году финансирования и письменное обязательство муниципального образования Республики Крым по обеспечению выполнения показателей результативности предоставления Субсидии, установленных Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов (информации) для получения субсидии возлагается на администрацию г. Феодосии (п.2.5 Соглашения N).
В силу требований п.5.3 Соглашения N, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ N приложено гарантийное письмо, подписанное главой администрации города Феодосии Фомичом С.В, согласно которому администрация города Феодосии гарантирует освоение средств и достижение значений результативности использования Субсидии, показателем которой является стопроцентная готовность объекта капитального ремонта муниципальной собственности до ДД.ММ.ГГГГ, что так же было предусмотрено п.3.3.2 Соглашения N.
Так же судьей городского суда не дана оценка тому, что соглашение заключалось под каждую выделенную субсидию отдельно, соответственно, каждый факт неисполнения условий соглашения образует отдельный состав административного правонарушения.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что судьей городского суда в нарушение ст.26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать принятое постановление как законное и обоснованное.
В силу положений п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело, с учетом положений ст.4.5 КоАП РФ, возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. удовлетворить частично,
решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации города Феодосии ФИО1, отменить.
Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрения со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.