судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,судей: Синани А.М,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Ошмариной Т.Л,
представителя истца Кошенко А.Ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ошмарнной Татьяны Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2019 года,
установила:
в ноябре 2018 года Ошмарина Т.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 22.08.2018 N 122943/18 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как специальный стаж истца составил 3 года 0 месяцев 14 дней, а по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 22 года 0 месяцев 23 дня. Считает, что пенсия должна быть назначена пенсия по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, так как ее специальный стаж ставил более 30 лет. Ответчиком противоправно в стаж истца не зачтены в двойном размере периоды работы с 05.08.1992 по 02.08.1993, с 20.10.1995 по 17.11.1996, с 23.11.1996 по 02.12.1996, с 18.04.1997 по 13.11.1999, с 08.06.2002 по 01.04.2013 и с 12.04.2013 по 31.12.2014. Просила: признать незаконным и отменить решение ответчика от 22.08.2018 N 122943/18; обязать ответчика засчитать периоды ее работы с 05 08.1992 по 02.08.1993, с 20.10.1995 по 17.11.1996 с 23.11.1996 по 02.12.1996, с 18.04.1997 по 13.11.1999, с 08.06.2002 по 01.04.2013 и с 12.04.2013 по 31.12.2014 в двойном размере в стаж для досрочного установления страховой пенсии по старости и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 16.02.2018.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 13 февраля 2019 года признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от 22.08.2018 N 122943/18. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано засчитать Ошмариной Т.Л. периоды ее работы с 05.08.1992 по 02.08.1993, с 0.10.1995 по 17.11.1996, с 23.11.1996 по 02.12.1996, с 18.04.1997 по 13.11.1999, с 08.06.2002 по 01.04.2013 и с 12.04.2013 по 31.12.2014 в двойном размере в стаж для досрочного установления страховой пенсии по старости. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано назначить Ошмариной Т.Л. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 16.02.2018.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что истец не достигла необходимого возраста, а также не имеет достаточно специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу Ошмарина Т.Л. просит решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением Управления ПФ РФ в Симферополе РК от 22.08.2018 N 122943/18 Ошмариной Т.Л. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, так как ее специальный стаж составил 3 года 0 месяцев 14 дней. В обжалуемом решении указано, что право на назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ также отсутствует, т.к. специальный стаж работы составил 22 года 0 месяцев 23 дня.
С 05.08.1992 Ошмарина Т.Л. принята на работу на должность платной медицинской сестры 3 отделения "данные изъяты", 02.08.1993 уволена, а 18.04.1997 принята на должность медсестры в 7 отделение "данные изъяты", которая впоследствии переименована в "данные изъяты" и до настоящего времени работает в указанном учреждении.
Удовлетворяя исковые требования Ошмариной Т.Л, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости.
Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Статьей 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 N 1931-XII, действовавшим на территории Республики Крым в период работы истца, было предусмотрено, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДОМ, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения), в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы в двойном размере.
Трудовой книжкой истца серии N N подтверждается период работы Ошмариной Т.Л. медицинской сестрой в "адрес" психиатрической клинической больнице N, в "данные изъяты", переименованной впоследствии в "данные изъяты"".
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19.12.2003 г. N 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Из паспорта гражданина РФ серии N, трудовой книжки серии N и решения ГУ - УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым от 22.08.2018 N122943/18 следует, что трудовой стаж Ошмариной Т.Л, ДД.ММ.ГГГГ рождения, исчисляется с 05.08.1992.
Таким образом, на день обращения истца в ГУ - УПФ в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30, п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - ДД.ММ.ГГГГ Ошмарина Т.Л. не достигла возраста 50 лет, а также не имела трудового стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии имелись все необходимые условия, предусмотренные пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Вследствие недостижения истцом пятидесятилетнего возраста, отсутствовали условия для назначения пенсии и по п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного закона
Суд ошибочно применил к правоотношениям, возникшим между сторонами, требования ст. 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшего на территории Республики Крым в период осуществления истцом трудовой деятельности, поскольку в соответствии со ст. 7 данного закона, пенсия по выслуге лет назначается при оставлении работы, которая дает право на эту пенсию.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, Ошмарина Т.Л. продолжает осуществлять трудовую деятельность в должности медицинской сестры палатной (постовой) в психиатрическом отделении N "данные изъяты"", с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет до ДД.ММ.ГГГГ истец не обращалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Киевского районного суда Республики Крым от 13 февраля 2019 года отменить.
В удовлетворении иска Ошмарнной Татьяны Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.