судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,судей: Синани А.М,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием прокурора Вербицкой Ю.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора г. Армянска Республики Крым в интересах Парфеновой Лидии Яковлевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 04 марта 2019 года,
установила:
в январе 2019 года прокурор г. Армянска Республики Крым обратился в суд с иском в интересах Парфеновой Л.Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что проверкой, проведенной по заявлению Парфеновой Л.Я. установлено, что решением Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армянске (без образования юридического лица) ГУ - УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым 27.11.2018 вынесено распоряжение N о перерасчете пенсии Парфеновой Л.Я. по сведениям, находящимся в пенсионом деле, без учета архивной справки о заработной плате N 1250 от 30.05.2018, выданной архивным сектором (муниципальный архив) Администрации "адрес" ввиду отсутствия указания на вид денежной единицы, в которой производилось начисление заработной платы с июня 1992 года по июнь 1999 года. На основании изложенного просил обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым произвести перерасчет пенсии Парфеновой Л.Я. с учетом архивной справки о заработной плате N1250 от 30.05.2018, выданной архивным сектором Администрации "адрес".
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 04 марта 2019 года иск удовлетворен частично. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым обязано произвести перерасчет пенсии Парфеновой Л.Я. с учетом архивной справки о заработной плате N 1250 от 30 мая 2018 года, выданной архивным сектором (муниципальным архивом) Администрации "адрес" Республики Крым, и учесть заработную плату за период с 01.06.1992 по 11.11.1992 в купонах, с 12.11.1992 по 16.09.1996 - в украинских карбованцах, с 17.09.1996 по 30.06.1999 - в гривнах, начиная с 01 декабря 2018 года.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Парфенова Л.Я, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно архивной справке от 30.05.2018 N1250, выданной архивным сектором (муниципальным архивом) Администрации "адрес" Республики Крым, в документах архивного фонда Городского производственного управления жилищно-коммунального хозяйства "адрес" имеются сведения о заработной плате Парфеновой Л.Я. с января 1992 года по июнь 1999 год, денежные единицы в суммах начислений за период с июня 1992 года по июнь 1999 год не указаны.
08.11.2018 Парфенова Л.Я. обратилась с заявлением о перерасчете назначенной пенсии в отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армянске (без образования юридического лица) ГУ-УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым, и просила произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом архивной справки о заработной плате от 30.05.2018 N 1250, выданной архивным сектором (муниципальный архив) Администрации "адрес" Республики Крым.
Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Армянске (без образования юридического лица) ГУ - УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) заявление Парфеновой Л.Я. рассмотрено, и 27.11.2018 вынесено распоряжение о перерасчете пенсии N с учетом иных сведений, находящихся в пенсионом деле, архивная справка о заработной плате от 30.05.2018 N1250 при перерасчете не учтена ввиду отсутствия указания на вид денежной единицы, в которой производилось начисление заработной платы с июня 1992 года по июнь 1999 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета стажа, необходимого для назначения государственной пенсии.
В соответствии с п. 10 Указания Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года N 1-1-У, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.1996 N 1056 и распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приложении N 1 к указанию N 1-1-У дана Информация о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, указаны компетентные органы иностранных государств, передавших эту информацию для выполнения ст. 6 Соглашения.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В силу правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации изложенных в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" в связи с запросами депутатов Государственной Думы, а так же Государственного Собрания Республики Саха, Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действующего на момент приобретения права.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года N762/96 "О денежной реформе на Украине", опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет, подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992 года и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 года N1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Следовательно, в период с 01.06.1992 по 11.11.1992 Парфенова Л.Я. получала заработную плату в купонах, с 12.11.1992 по 16.09.1996 - в украинских карбованцах, с 17.09.1996 по 30.06.1999 - в гривнах.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 04 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.