Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего: Аврамиди Т.С,
судей: Рошка М.В, Харченко И.А,
при секретаре: Николаевой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дел по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Керчи о понуждении совершить определённые действия, третье лицо: Управление единого заказчика Администрации г.Керчи Республики,
по апелляционному представлению заместителя прокурора города Керчи на решение Керченского городского суда Республик Крым от 27 февраля 2019 года,-
установила:
17.10.2018 год заместитель прокурора г. Керчи обратился к Администрации города Керчи РК, Управлению жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Керчи РК, Управлению Единого заказчика с иском о возложении обязанности на ответчиков по асфальтированию дорожного полотна по ул. Марата в г. Керчи в соответствии с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597- 2017.
Требования мотивированны тем, что в ходе проведения проверки совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по г. Керчи выявлены нарушения целостности полотна. Установлено, что дорожное полотно по улице Марата в городе Керчь не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям указанного национального стандарта Российской Федерации, имеются выбоины, просадка дорожного покрытия и многочисленные повреждения. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки и фототаблицей к нему. Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии существенной угрозы безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также принадлежащего им имущества.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда прокурор подал апелляционное представление, просил отменить решение суда и удовлетворить исковые требования.
В доводах представления указывал на то, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что дорожные работы проведены, а иная часть улицы Марата является придомовой территорией, и не является территорией общего пользования.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия считает, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием нового об удовлетворении иска.
Из материалов дела усматривается, что 14 сентября 2018 года прокуратурой города Керчи совместно с сотрудниками отделения ГИБДД УМВД России по г. Керчи проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасного движения.
В ходе выявлены нарушения целостности полотна. Установлено, что все дорожное полотно по улице Марата в городе Керчь не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также требованиям указанного национального стандарта Российской Федерации.
Данные нарушения подтверждаются актом проверки и фототаблицей к нему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что капитальный ремонт дорожного полотна автомобильной дороги по ул. Марата в г. Керчи на день рассмотрения дела судом произведен. Одновременно, суду не предоставлено доказательств того, что зафиксированные актом от 26 февраля 2019 г. несоответствия дорожного покрытия по ул. Марата ГОСТу Р 50597-2017 расположены именно на участке автомобильной дороги ул. Марата. Акт содержит указание на то, что не соответствия ГОСТу Р 50597-2017 выявлены на участки внутриквартальной дороги. Таким образом, требования заместителя прокурора г. Керчи о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение соответствия состояния указанного участка дороги в соответствии ГОСТу Р 50597-2017 именно на Администрацию г. Керчи и Управление ЖКХ Администрации г. Керчи надлежащими доказательствами не подтверждены.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма также закреплена в статье 5 Устава муниципального образования городского округа Керчь РК, принятого решением 4 сессии Керченского Городского совета 1 созыва от 05.11.2014 года N38-1/14.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (статья 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из смысла приведенных норм вытекает, что собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования "город Керчь" является указанное муниципальное образование, на которое возложено бремя их содержания.
Как указывалось выше, в ходе проверки установлены нарушения целостности дорожного полотна по улице Марата в городе Керчь, что является нарушением норм ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь, улица вышеуказанные улицы, на которых выявлены недостатки, относятся к улицам и дорогам местного значения.
Постановлением главы Администрации города Керчи от 21.12.2017 г. N 4833/1-п "О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за управлением единого заказчика Администрации города Керчи Республики Крым" изъято из оперативного управления ЖКХ Администрации г. Керчи Республики Крым муниципальное имущество, и закреплено за управлением единого заказчика Администрации г. Керчи Республики Крым, согласно перечню, указанному в приложениях 1,2; в перечень 2 "Автомобильные дороги общего пользования местного значения, относящиеся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, под N 249 включена ул. Марата, протяженностью 0,9 км (л.д. 130-144).
12 декабря 2018 г. между Управлением единого заказчика администрации г. Керчи Республики Крым, заказчиком, и подрядчиком ООО "АГРИЙ" был заключен муниципальный контракт N 0175300012218000027-068924302, предметом которого является выполнение подрядчиком по заданию заказчика работ по капитальному ремонту дорожного полотна по адресу: г. Керчь, ул. Марата, в соответствии с условиями указанного Контракта, а также Техническим заданием (Приложение N1 к муниципальному контакту", являющимся неотъемлемой частью указанного Контракта, сдача результатов выполненных работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (л.д. 49-59). Пунктом 4.1 муниципального контракта установлены сроки выполнения работ - в течение 21 календарного дня.
При этом, согласно данного контракта отремонтировано было 0,487 км дороги.
В суде апелляционной инстанции прокурор предоставил письмо Управления ЖКХ города Керчи от 11.06.2019 года, согласно которого, 11.06.2019 года заместителе начальника управления ЖКХ администрации города Керчи, помощником прокурора, старшим госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Керчи осуществлен выезд на ул. Марата. Установлено, что дорожное полотно по улице Марата начиная от дома N14 по ул. Марата до пересечения с ул. Рыбакова не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Замерами протяженность указанного участка составляет 413 метров, всего протяженность ул. Марата составляет 0,9 км. Указанная дорога является муниципальной, и не является внутриквартальной.
Также, повреждения дорожного полотна отображены в акте от 26.02.2019 года, которому давалась оценка судом первой инстанции.
Вышеуказанное опровергает выводы суда в части того, что истцом не предоставлено доказательств того, что неотремонтированная часть дороги является муниципальной дорогой.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрацией города Керчи РК и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи РК не исполняются возложенные на них законом обязанности по содержанию дорог местного значения, что влияет на безопасность дорожного движения.
Решением N124-1 10 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 11 декабря 2014 года "Об утверждении Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым" Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым наделено правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
Управление выступает в качестве заказчика по выполнению работ капитального и текущего ремонта дорог, объектов благоустройства, капитального ремонта жилого фонда, в рамках выделенных ассигнований и размеров Фонда капитального ремонта жилого фонда, принимает выполненные работы, осуществляет технический надзор.
Исходя из изложенного на Администрацию города Керчи, законом прямо возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
При этом, передача Администрацией части возложенных на нее обязанностей по содержанию автомобильных дорог иному лицу не освобождает орган местного самоуправления, на которого данные обязанности возложены в силу закона, от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таковых.
Органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.
Отсутствие или недостаточность финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.
Управление ЖКХ является юридическим лицом, отраслевым органом Администрации целью деятельности которого, является осуществление хозяйственной деятельности муниципального органа.
При этом, Администрация в силу ст. 210 ГК, как собственник указанных автомобильных дорог, а так же в силу прямого указания закона, прежде всего несет ответственность по содержанию улично-дорожной сети и состояния дорожного полотна. И поскольку обязанности по содержанию дорог местного значения, были делегированы администрацией своему структурному подразделению, то в данном случае суд правомерно возложил обязанность устранить выявленные нарушения как на администрацию, так и на управление.
К ведению подразделений ГИБДД УМВД России по г. Керчи относится самостоятельное полномочие по фиксированию состоянии автомобильной дороги (улицы).
Федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, на основании п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, осуществляются Государственной инспекций безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации,
В соответствии с п. 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 N 380 названный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции.
На основании п. 81, 82 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения. При надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В силу п. 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,-
определила:
Решение Керченского городского суда Республик Крым от 27 февраля 2019 года отменить, принять новое.
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Керчи Республики Крым, Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Керчи в течении двух месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по принятию мер, направленных на обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги по улице Марата в г.Керчи, в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российкой Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.",утвержденные приказом Росстандарта России от 26.09.2017 N1245-ст.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.