судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Синани А.М,
судей: Авериной Е.Г,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Гамуровой М.В,
с участием истца Тюриной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Тюриной Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года,
установила:
в феврале 2019 года Тюрина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 15.01.2019 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Просила признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 15.01.2019 незаконным, обязать ответчика включить в трудовой стаж, исчисляя стаж в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев, период ее работы: с 09 сентября 1992 года по 01 февраля 1995 года в должности медицинской сестры палатной отделения по оказанию экстренной травматологической помощи в территориально-медицинском объединении N "адрес"; с 02 февраля 1995 года по 29 января 1996 года в должности медицинской сестры в дошкольном-школьном объединении; с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1998 года в должности медицинской сестры для гипса травматологического отделения в территориально-медицинском объединении N "адрес" им. ФИО7; с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года в должности гипсового техника отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, с 01 января 2003 года по 28 октября 2004 года в должности медсестры-гипсовый техник отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления, а именно с 29 октября 2018 года.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года иск Тюриной Е.В. удовлетворен частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 15.01.2019 об отказе Тюриной Е.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости признано незаконным. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым обязано включить в стаж Тюриной Е.В. период ее работы с 09 сентября 1992 года по 01 февраля 1995 года в должности медицинской сестры палатной отделения по оказанию экстренной травматологической помощи в территориально-медицинском объединении N "адрес"; с 02 февраля 1995 года по 29 января 1996 года в детском территориальном медицинском объединении в должности медицинской сестры в дошкольном-школьном объединении; с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1998 года в территориально-медицинском объединении N "адрес" им. ФИО7 в должности медицинской сестры для гипса травматологического отделения; с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года в должности гипсового техника отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, с 01 января 2003 года по 28 октября 2004 года в должности медсестры-гипсовый техник отделения по оказанию экстренной травматологической помощи и назначить ей пенсию с 29 октября 2018 года, исчисляя стаж в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права, просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска. Указывает, что наименование учреждения "Территориальное-медицинское объединение", "Детское территориальное медицинское объединении" и отделение, как структурное подразделение территориальных медицинских объединений, а также наименование должности "гипсовый техник" не предусмотрены Постановлением от 06,09,1991 N 464. Кроме того, в штатном расписании "данные изъяты" N за 1992-1996 годы в структурном подразделении стационара отсутствует отделение по оказанию экстренной травматологической помощи.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 29.10.2018 Тюрина Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому она, как лицо, не менее 30 лет осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеет право на страховую пенсию по старости.
Решением от 15.01.2019 ответчик отказал истцу в назначении такой пенсии по причине отсутствия необходимого стажа для назначения такой пенсии, а именно 30 лет, и не засчитал ее периоды работы с 09.09.1992 по 01.02.1995 в должности медицинской сестры палатного отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, т.к. наименование учреждение Территориальное-медицинское объединение (ТМО) не предусмотрено Списком N 781, а отделения как структурные подразделения территориальных медицинских объединений Списком N 781 и Правилами N 781 не предусмотрены, в штатном расписании стационара отсутствует отделение по оказанию экстренной травматологической помощи; период работы с 02.02.1995 по 29.01.1996 в должности медицинской сестры в дошкольном-школьном отделении, поскольку предусмотрена лишь должность медицинская сестра сада, а медицинская сестра школы Списком N 781 и Правилами N 781 не предусмотрены, периоды работы с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1998 года в должности медицинской сестры для гипса травматологического отделения; с 01 января 1999 года по 30 декабря 2002 года в должности гипсового техника отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, с 01 января 2003 года по 28 октября 2004 года в должности медсестры-гипсовый техник отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, т.к. вышеуказанные должности Списком N 781 и Правилами N 781 не предусмотрены.
Согласно трудовой книжке Тюриной Е.В, она работала с 02.09.1991 по 01.02.1995 в Керченской горбольнице N в отделении экстренной травматологической помощи на должности палатной медсестры, уволена 01.02.1995 в связи с переводом в детскую больницу, принята 02.02.1995 в детскую больницу на должность медицинской сестры в порядке перевода, 29.01.1996 уволена по собственному желанию; 01.02.1996 принята в Керченское "данные изъяты" им. ФИО7 в травматологическое отделение на должность медсестры, 28.02.2004 уволена по собственному желанию.
Удовлетворяя исковые требования Тюриной Е.В, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования, предусмотренные подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При досрочном назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение такой пенсии с приложением Перечня структурных подразделений и должностей, право на льготное исчисление требуемого стажа.
Согласно Перечню и Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, правом на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры палатные и медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии лечебных учреждений.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 Постановления N 464 предусмотрено, что врачам- хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам- реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии и т.д, исчисление сроков выслуги производится по правилу, в соответствии с которым один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" применяются для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Таким образом, по п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в выслугу лет в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N 464, а период работы после указанной даты - в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Указанные нормативные акты утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвердившего Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию, а также Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением указанных случаев применения льготного порядка исчисления стажа работы, к которым в том числе относятся и лица, работавшие в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, где год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала, истец выполняла должностные обязанности на полной ставке, имела право на получение досрочной пенсии по украинскому законодательству и ее положение, в связи с переходом Республики Крым в состав Российской Федерации, не может быть ухудшено.
Согласно ст. 23 ФКЗ N 6 от 18.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18.03.2014 действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Часть 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного Закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом "е" части первой статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" в редакции, действовавшей в период с 1999 года по 2014 год, предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинет Министров Украины, независимо от возраста.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года N 909 в редакции, которая действовала по состоянию на дату принятия ответчиком оспариваемого решения, в разделе 2 "здравоохранение" указано: "Врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) больничных учреждений, лечебно-профилактических заведений особого типа, лечебно-трудовых профилакториев, амбулаторно-поликлинических учреждений, учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, учреждений переливания крови, учреждений охраны материнства и детства, санаторно-курортных учреждений, учреждений по проведению лабораторных и инструментальных исследований и испытаний Госсанэпидслужбы и территориальных органов Госсанэпидслужбы (в отношении работников, не являющихся государственными служащими), диагностических центров."
Учитывая, что к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабмина Украины от 04.11.1993, в редакции действовавшей в спорный период, включены все должности среднего медицинского персонала независимо от их наименований, ответчиком было незаконно отказано истцу во включении истцу в страховой стаж работы в период с 09 сентября 1992 года по 01 февраля 1995 года в должности медицинской сестры палатной отделения по оказанию экстренной травматологической помощи в территориально-медицинском объединении N "адрес"; в детском территориальном медицинском объединении с 02 февраля 1995 года по 29 января 1996 года в должности медицинской сестры в дошкольном-школьном объединении; в территориально-медицинском объединении N "адрес" им. ФИО7 с 01 февраля 1996 года по 31 декабря 1998 года в должности медицинской сестры для гипса травматологического отделения; с 01 января 1999 года по 31 декабря 2002 года в должности гипсового техника отделения по оказанию экстренной травматологической помощи, с 01 января 2003 года по 28 октября 2004 года в должности медсестры-гипсовый техник отделения по оказанию экстренной травматологической помощи.
Таким образом права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствую обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
В п. 16 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Доказательства, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на пенсионный фонд обязанность засчитать спорный период в специальный стаж Тюриной Е.В, а также назначить ей трудовой пенсии.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.