Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Хмарук Н.С.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 02 июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Матросовой Евгении Станиславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии, о возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Матросова Е.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии. С учетом уточнений просила признать незаконным решение ГУ УПФ России в г. Керчи Республики Крым от 25 декабря 2018 года об отказе в перерасчете страховой пенсии, о возложении обязанности на ответчика по включению в страховой стаж периодов работы: с 14 января 2002 года по 21 августа 2002 года в Украино-итальянском совместном предприятии ООО "ВЕНЕТО", с 1 ноября 2002 года по 30 ноября 2003 года в Частном предприятии ПКФ "МетизПромСбыт", с 21 ноября 2005 года по 10 мая 2011 года в Главном управлении юстиции Министерства юстиции АР Крым, с 19 мая 2011 года по 29 декабря 2012 года и со 2 января 2013 года по 1 апреля 2014 года у частного нотариуса Агапова В.М... Так же истец просила обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с 19 августа 2017 года с учетом вышеуказанных периодов работы и размера заработной платы, с применением положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В обоснование требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии на основании положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" истец представила вступившее в законную силу решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2014 года об установлении факта постоянного проживания Матросовой Е.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Однако ей было отказано в связи с тем, что при рассмотрении дела об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым пенсионный орган не был привлечен к участию в деле. В связи с этим ответчик не нашел основания для перерасчета истцу пенсии с учетом спорных периодов и справок о заработной плате.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 26 марта 2019 года требования Матросовой Е.С. удовлетворены, признан незаконным отказ ГУ УПФР в г. Керчи Республики Крым от 25 декабря 2018 года в перерасчете страховой пенсии, на ответчика возложена обязанность по включению в страховой стаж Матросовой Е.С. периодов работы: с 14 января 2002 года по 21 августа 2002 года в Украино-итальянском совместном предприятии ООО "ВЕНЕТО", с 1 ноября 2002 года по 30 ноября 2003 года в Частном предприятии ПКФ "МетизПромСбыт", с 21 ноября 2005 года по 10 мая 2011 года в Главном управлении юстиции Министерства юстиции АР Крым, с 19 мая 2011 года по 29 декабря 2012 года и со 2 января 2013 года по 1 апреля 2014 года у частного нотариуса Агапова В.М... Так же на ответчика возложена обязанность по перерасчету страховой пенсии Матросовой Е.С. с 19 августа 2017 года с учетом спорных периодов и размера заработной платы с применением положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Матросова Е.С... и ее представитель Мельникова О.А. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика УПФР в г. Керчи Республики Крым участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи (часть 6 статья 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены Федеральным закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частей 1 и 3 статьи 36 данного закона со дня его вступления в силу Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года!4 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 августа 2017 года Матросова Е.С. обратилась с заявлением в ГУ УПФ России по г. Керчи Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
Обращаясь с заявлением о назначении страховой пенсии, истцом были представлены в том числе, копия решения Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2014 года об установлении факта постоянного проживания Матросовой Е.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, справки о заработной плате (л.д.12, л.д. 15- 16,108-114).
С 19 августа 2017 года Матросова Е.С. является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии ответчик произвел расчет стажа без учета периода работы истца с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года, так как, по мнению пенсионного органа, у истца не имеется подтверждения постоянного проживания на территории Республики Крым. Поскольку решение суда об установлении факта проживания на территории Республики Крым было принято без привлечения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчик не считает его безусловным подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года.
19 декабря 2018 года Матросова Е.С. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ России в г. Керчи от 25 декабря 2018 года Матросовой Е.С. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом оспариваемых периодов работы, с применением положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку решение суда об установлении факта проживания на территории Республики Крым было принято без привлечения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчик не считает его безусловным подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда относительно того, что решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии является незаконным по следующим основаниям.
Федеральный закон N 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, согласно ч. 3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Для граждан, проживающих по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым и г. Севастополя, стаж работы в период с 01.01.2002 года по 16.03.2014 года на территории Украины, с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года -Республики Крым или города Севастополя учитывается в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 года N 208 -ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значение Севастополя"
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2014 года установлен факт постоянного проживания Матросовой Е.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Решение суда вступило в законную силу 19 августа 2014 года.
Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации серия N N, выданным отделом УФМС России по Республике Крым в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, Матросова Е.С. имеет регистрацию на территории Республики Крым с 03.02.2015 2015 года.
В силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Имеющееся в материалах дела решение суда, указывающее на факт проживания Матросовой Е.С. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, является обязательным для всех административных органов, учреждений и юридических лиц, для исполнения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительного того, что дополнительного установления факта постоянного проживания Матросовой Е.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года не требуется, отказ УПФР в г. Керчь Республики Крым в перерасчете пенсии по данному основанию признан незаконным.
Кроме этого, как следует из трудовой книжки на имя Матросовой Е.С, с 14 января 2002 года по 21 августа 2002 года работала в ООО "Венето" в должности главного бухгалтера, с 1 ноября 2002 года по 30 ноября 2003 года в ЧП ПКФ "МетизПромСбыт" в должности главного бухгалтера, 21 ноября 2005 года принята на должность машинистки 1 категории Первой Керченской государственной нотариальной конторы Главного управления Министерства юстиции АР Крым и 10 мая 2011 года на основании приказа N336/028 уволена по собственному желанию. С 19 мая 2011 года по 29 декабря 2012 года работала в должности консультанта частного нотариуса Агапова В.М. на основании трудового договора, зарегистрированного в Керченском городском центре занятости, с 2 января 2013 года по 1 апреля 2014 года работала секретарем нотариуса Агапова В.М. на основании трудового договора, зарегистрированного в Керченском городском центре занятости (л.д.21 оборот, 22 оборот, л.д. 115,116,119,122).
В индивидуальной ведомости застрахованного лица, выданного Пенсионным фондом Украины, имеются сведения о перечислении страховых взносов за период работы с 2000 года по 2014 года (л.д.69-70).
Ответчиком не оспаривался факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды.
Таким образом, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, разрешилдело в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Все доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, являлись предметом исследования судом первой инстанции, в связи с этим оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
Н.С. Хмарук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.