Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Брянцевой Н.В.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 10 июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Дудура Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконны решения о назначении пенсии Пенсионным фондом АР Крым, о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности назначить пенсию государственного служащего, о выплате недополученной пенсии,
по апелляционной жалобе Дудура Светланы Михайловны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Дудура С.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе по Республике Крым. С учетом уточнений просила о признании незаконным решения Пенсионного фонда Автономной Республике Крым N126523 от 28.05.2012 года, N126523 от 20.08.2012 года, N 117859 от 20.05.2013 года об отказе в перерасчете пенсии, о возложении обязанности по включению в стаж государственной службы период работы с 01.09.1962 года по 29.04.1991 года на Токмакском кузнечно-штамповочном заводе (бывший Симферопольский завод фурнитурных изделий им. Островского), о возложении обязанности по назначению пенсии государственного служащего в соответствии со ст. 37 Закона Украины N 3723 от16.12.1993 года "О государственной службе" и Закона Украины N 432-IV "О внесении изменений в Закон Украины N 3723 от 16.12.1993года "О государственной службе", о начислении и выплате разницы между получаемым размером пенсии и пенсии начисленной с учетом стажа госслужбы с 17.06.2002 года в размере 649441,00 гривен.
В обоснование требований указала, что является получателем пенсии по возрасту с 2002 года. Несмотря на наличие необходимого стажа работы на государственной службе, пенсия была назначена и выплачивается без учета стажа государственного служащего. При переходе Республики Крым в состав Российской Федерации и перерасчете пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, стаж работы на государственной службе также не был учтен пенсионным органом. Полагая действия ответчика незаконными Дудура С.М. обратилась с иском в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 апреля 2019 года в удовлетворении требований Дудура С.М. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Дудура С.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковое заявление. Апеллянт указывает на то, что решение суда принято с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, без учета представленных ею доказательств.
Истец Дудура С.М. в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР РФ в г. Симферополе Республики Крым - Соболева Н.С. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь"(далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), с 18.03.2014 г. и до 01.01.2015 г. действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации
В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя были созданы территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Статьей 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.
В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя были созданы территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
С 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с приведёнными выше нормами, в переходный период (по 31.12.2014 года) пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось территориальными управлениями Пенсионного фонда Республики Крым по законодательству Украины.
С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ функции по назначению и выплате пенсий на территории Республики Крым осуществляет Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, которому подчиняются территориальные управления и которые не являются правопреемниками территориальных управлений Пенсионного фонда Республики Крым.
В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей данному Закону.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
Судом установлено, что Дудура С.М. является получателем пенсии по возрасту с июля 2002 года. Пенсия была назначена Управлением Пенсионного фонда Украины в Железнодорожном районе г. Симферополя Автономной Республики Крым.
С 01 января 2015 года Дудура С.М. является получателем страховой пенсии в Государственном учреждении-Управлении пенсионного фонда России в г. Симферополе, а также получателем ежемесячной выплаты, назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года N192 "О мерах государственной поддержки являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" в размере 16 010 рублей 84 копейки.
04.02.2012 года Дудура С.М. обратилась в УПФР Железнодорожного района г.Симферополя Автономной Республики Крым с заявлением о переводе пенсии по возрасту по Закону Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" на пенсию по возрасту по Закону Украины "О государственной службе", где указала, что имеет достаточный стаж госслужбы, в который входит, в том числе период работы в Крымском областной Управлении Госбанка СССР с 15.05.1991года по 18.03.1993 года и на Симферопольском заводе фурнитурных изделий им. Островского с 26.01.1967 года по 29.04.1991года.
В переводе пенсии на пенсию по возрасту по Закону Украины "О государственной службе" истцу было отказано в связи с тем, что стаж государственной службы составил 02 года 07 месяцев 19 дней (период работы в Крымском областной Управлении Госбанка СССР с 15.05.1991года по 18.03.1993года), что подтверждается выпиской из протокола N 126523 от 28.05.2012 года. В данном Протоколе УПФР Железнодорожного района г.Симферополя Автономной Республики Крым указал, что стаж государственной службы устанавливается согласно Порядку исчисления стажа государственной службы утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.1994 года N 283 с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2000 года N1113 (далее Порядок). Данным Порядком установлены должности и органы, время работы, в которых засчитываются в стаж государственной службы. Так же пенсионный орган указал, что период работы в Республиканском предприятии "Симферопольский завод фурнитурных изделий им. Н. Островского" с 26.01.1967 года по 29.04.1991года не подлежит зачету в стаж государственной службы, так как работа в данной организации не предусмотрена Порядком. В стаж государственной службы засчитывается период работы во всесоюзных и республиканских промышленных объединениях, созданных на базе главных управлений министерств и ведомств в соответствии с решениями Правительства. Республиканское предприятие "Симферопольский завод фурнитурных изделий им. Н. Островского" был создан на базе артели инвалидов "Коллективный труд" Крымского областного союза кооперации инвалидов г. Симферополь, что не является управлением какого-либо министерства или ведомства.
В 2012 и в 2013 году Дудура С.М. повторно обращалась с заявлением в УПФР Железнодорожного района г.Симферополя Автономной Республики Крым с заявлением о переводе пенсии по возрасту по Закону Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" на пенсию по возрасту по Закону Украины "О государственной службе".
Выпиской из протокола от 20.08.2012 года N 126523 и от 20.05.2013 года N 117859 подтверждается, что истцу было отказано в переводе пенсии по возрасту по Закону Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" на пенсию по возрасту по Закону Украины "О государственной службе".
В 2012 году Дудура С.М. обратилась в суд Железнодорожный районный суд г. Симферополя с административным иском к Управлению пенсионного фонда Украины в Железнодорожном районе в г. Симферополь с требованием о признании незаконными решения УПФР об отказе в переводе на пенсию по возрасту по Закону Украины "О государственной службе".
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым от 24.01.2013 года, оставленным без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда Украины от 28.05.2013 года, исковые требования Дудура С.М. к пенсионному органу оставлены без удовлетворения.
Из указанных судебных актов следует, что в период работы в Республиканском предприятии "Симферопольский завод фурнитурных изделий им. Н. Островского", который по мнению истца подлежит зачёту в стаж работы государственного служащего, Дудура С.М. не имела статуса государственного служащего, не получала заработную плату государственного служащего, с которой высчитывался размер пенсии государственного служащего в соответствии с Законом Украины "О государственной службе".
На основании вступивших в законную силу судебных актов суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ранее Дудура С.М. обращалась в суд с требованиями к пенсионному фонду Украины с вышеуказанными требованиями, в удовлетворении которых истцу было отказано.
В настоящее время Дудура С.М. обратилась с такими же требованиями, но к пенсионному органу Российской Федерации, который не является стороной спорных отношений и не назначал пенсию истцу, а лишь производил ее перерасчет с 01.01.2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривалось.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, которое осуществляет свою деятельность исключительно на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, не является правопреемником, как органов Пенсионного фонда Украины, так и органов Пенсионного фонда Республики Крым.
Из материалов дела следует, что Дудура Л.К. не обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии либо переводе с одного вида пенсии на другой.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым прав истца.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку требования истца о признании незаконными решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии государственного служащего к пенсионному фонду Украины уже были предметом рассмотрения в суде, и по ним имеется, вступившее в законную силу решение, а также учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является правопреемником Пенсионного фонда Украины и Пенсионного фонда Республики Крым, не нарушал прав истца, следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значения для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дудура Светланы Михайловны, без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
Н.В. Брянцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.