Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Сокола В.С,
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Петровой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" к Осадчему О.В. о понуждении к совершению определенных действий, третьи лица - Благотворительный фонд "Деметра", Гайдамакина В.В, Мелехин Е.Е, Наумова Н.М, Прудникова В.О, Прудникова В.М, Прудникова Л.В. и Ряполова П.О, по апелляционной жалобе МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 06 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" (сокращенное наименование - МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ") 20 февраля 2019 года обратилось в суд с данным иском и просило обязать Осадчего О.В, проживающего по адресу: "адрес", обеспечить доступ сотрудников управляющей организации к общедомовому имуществу, а именно к трубам теплоснабжения, расположенным под полами данной квартиры, также произвести демонтаж несъемных элементов полов керамической плитки, которые являются препятствием для постоянного контроля состояния коммуникаций и проведения оперативного ремонта, допустить немедленное исполнение решения суда.
Заявленные требования истец обосновал тем, что в управлении предприятия находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором расположено жилое помещение, принадлежащее ответчику. ДД.ММ.ГГГГ в аварийно-диспетчерскую службу истца поступило сообщение об аварийном порыве системы теплоснабжения многоквартирного дома, вследствие чего, частично была прекращена подача тепла в жилые квартиры N N. Для устранения аварийной ситуации и восстановления подачи тепла в квартиры необходимо получить доступ к центральной системе теплоснабжения данного дома, расположенной под квартирой N, принадлежащей ответчику Осадчему О.В. С этой целью сотрудники управляющей компании обратились к ответчику с просьбой о необходимости проведения вскрытия полов и установления места аварийности труб. Ответчик ответил отказам, сославшись на личную неприкосновенность его жилья. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика почтовой корреспонденцией направлено предписание о предоставлении доступа в его квартиру и проведении аварийных работ по восстановлению работоспособности системы дома. Однако, до настоящего времени ответчик данное предписание не исполнил. Осуществить проведение работ по восстановлению системы теплоснабжения без доступа в квартиру ответчика, невозможно. Бездействие ответчика, нарушение им Правил пользования жилым помещение приводит к нарушению прав иных собственников жилых помещений /л.д. 1-3/.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 06 мая 2019 года в удовлетворении указанного иска отказано /л.д. 105-107/.
Не согласившись с данным решением суда, представитель истца МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" - Волошко М.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 111-113/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что суд пришел к выводу, что права истца не нарушены, поскольку на момент обращения в суд договор управления многоквартирного дома был расторгнут и в настоящий момент истец не оказывает услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Однако, согласно ответу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым сведения об управлении данным многоквартирным жилым домом МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" до настоящего времени не исключены, не внесены в лицензию вновь избранной, согласно протоколу общего собрания собственников помещений, многоквартирного дома - ООО "Югжилсервис-2". Данное обстоятельство дает истцу правовое основание продолжать осуществление управления данным многоквартирным жилым домом, а также и реализовывать право на защиту собственников жилых помещений посредством предъявления требований об устранения всяких препятствий в обслуживании и обеспечении надлежащих условий жизнедеятельности собственников помещений многоквартирного жилого дома. Именно на управляющей компании - истце по делу лежит обязанность создавать благоприятные условия для обеспечения работы конструктивных элементов многоквартирного жилого дома и бесперебойной подачи коммунальных услуг собственникам помещений.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Представитель истца МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" - Дёмина А.А. в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об удовлетворении иска.
Ответчик и третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 149, 151-162/, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от третьего лица - Ряполовой П.О. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие /л.д. 164/, остальные участники процесса о причинах своей неявки не сообщили, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С, выслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а иск - удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения такие нарушения допустил.
Как следует из материалов дела, МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" создано путем учреждения постановлением администрации г. Керчи Республики Крым от 05 февраля 2015 года за N42/1-п для осуществления деятельности, связанной с управлением недвижимым имуществом, управлением и эксплуатацией жилого фонда, организацией технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий, организацией санитарного содержания, организацией содержания и ремонта жилищного фонда, вывоза бытового мусора и т.д. Сведения о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ внесены 26 февраля 2015 года. Право на осуществление деятельности по управлению выдано 10 июля 2015 года Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым за N123.
В управлении МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" находится многоквартирный жилой дом "адрес", в котором находится жилое помещение - квартира N, принадлежащее ответчику.
ДД.ММ.ГГГГ в аварийно-диспетчерскую службу МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" поступило сообщение о аварийном порыве системы теплоснабжения многоквартирного "адрес", вследствие чего была частично прекращена подача тепла в жилые квартиры N, N, N, N, N, N, N, N, N, N указанного МКД.
Для устранения аварийной ситуации и восстановления подачи тепла в эти квартиры МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" необходимо получить доступ к центральной системе теплоснабжения данного дома, которая расположена под квартирой N, принадлежащей Осадчему О.В.
С этой целью сотрудники управляющей компании - МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" обратились к ответчику с просьбой о необходимости проведения вскрытия полов и установления места аварийности труб. Однако, ответчик ответил отказом, сославшись на личную неприкосновенность его жилья.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика почтовой корреспонденцией было направлено предписание о предоставлении доступа в его квартиру и проведении аварийных работ по восстановлению работоспособности системы теплоснабжения многоквартирного дома N 2 по ул. Набережной в г. Керчи. Однако, до настоящего времени ответчик данное предписание не исполнил.
Истец является исполнителем услуг по подаче тепла конечному потребителю, в данном случае жителям многоквартирного "адрес", однако МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" лишено возможности исполнения возложенных на него условий договора по вине ответчика, который не допускает в принадлежащее ему жилье сотрудников управляющей компании.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил пользования жилым помещением, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации N25 от 21 января 2006 года (Правила N25), пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N491 от 13 августа 2006 года (Правила N491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков, внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170 "Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда", техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и технического ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно пункту 5.8.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения груб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и не герметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 (Правила N354), потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Указанные Правила также определяют понятие внутриквартирное оборудование как находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а так же обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме обязаны беспрепятственно допускать либо в заранее согласованное время, либо в случае аварии в любое время в занимаемые ими жилые помещения представителей управляющей организации, в том числе работников аварийных служб, в целях проверки состояния проходящих через помещения общих коммуникаций многоквартирного дома и устранения аварий на этих коммуникациях. При этом, следует обратить внимание, что собственники помещений обязаны обеспечить свободный доступ не только в само помещение, но и непосредственно к самим элементам коммуникаций, и не вправе без соответствующего разрешения изменять их конструкцию, а также скрывать их несъемными элементами отделки, которые могли бы стать препятствием для постоянного контроля состояния коммуникаций и (или) для проведения их оперативною ремонта
В силу пункта 31 Правил, исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил; согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Согласно пункту 32, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя, а для ликвидации аварий - в любое время.
Так, с целью предотвращения ущемления прав и законных интересов собственников иных жилых помещений многоквартирного "адрес", для восстановления подачи тепла в квартиры путем изменения системы центральной подачи тепла было частично восстановлено отопление ДД.ММ.ГГГГ, вследствие этих работ не отапливаемой площадью остается в квартире N площадь 27,8 кв.м, в квартире N - 12,7 кв.м, N - 26,8 кв.м, N - 12,7 кв.м, N - 27,2 кв.м, N - 21,00 кв.м.
Осуществить доступ для проведения работ по восстановлению системы теплоснабжения без доступа в квартиру ответчика невозможно.
Суд первой инстанции, не установилданные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и неправильно применил указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлекло неправильное разрешение спора.
Вывод суда о том, что истец не является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергается информацией, размещенной на официальном сайте Жилищной инспекции Республики Крым и Государственной информационной системы ЖКХ. Кроме этого, согласно сведениям указанных Интернет-ресурсов, которые являются общедоступными, в управлении ООО "Югжилсервис-2" многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не находится.
Право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение имеется у представителей исполнителя, в данном случае МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, как в случае аварийной ситуации или в связи с жалобами других потребителей на нарушение их законных прав, так и для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Однако при вынесении решения судом первой инстанции указанные выше требования закона соблюдены не были.
Вместе с тем, бездействие ответчика не соответствует требованиям Правил N25, поскольку невозможно длительное время осуществить восстановление работоспособности системы теплоснабжения многоквартирного "адрес", что приводит к нарушению прав иных собственников жилых помещений.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято при неправильном определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с существенным нарушением норм материального права, повлекшее неправильное разрешение спора, что согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения с принятием нового - об удовлетворении заявленных требований.
В связи с удовлетворением заявленных требований и апелляционной жалобы, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины: при предъявлении иска - 6 000 руб. и при подаче апелляционной жалобы - 3 000 руб, а всего 9 000 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу МУП "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" - удовлетворить.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 06 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Обязать Осадчего О.В, проживающего по адресу: "адрес", обеспечить доступ сотрудников Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" к общедомовому имуществу, а именно к трубам теплоснабжения, расположенным под полами данной квартиры N, также произвести демонтаж несъемных элементов полов керамической плитки, которые являются препятствием для постоянного контроля состояния коммуникаций и проведения оперативного ремонта.
Взыскать с Осадчего О.В. в пользу Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.