Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р, Налисник Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванушкиной Ольги Леонидовны к Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Землемер" о признании незаконным отказа в передаче бесплатно в собственность земельного участка, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Иванушкиной Ольги Леонидовны, поданной её представителем по доверенности Петренко Петром Геннадьевичем, на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Иванушкина О.Л. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в котором просила признать незаконным отказ передать бесплатно в собственность земельный участок, размером 2500 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: РК, "адрес", а также обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Иванушкиной О.Л. и принять решение с учётом установленных судом обстоятельств.
Требования мотивированы тем, что 26 октября 2009 года на 24 сессии 5 созыва Зеленовского сельского совета Бахчисарайского района принято решение N136-2 "О разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка Иванушкиной О.Л.". Пунктом 2 данного решения предусмотрено, что оно действительно в течение одного года. Сформировав спорный земельный участок, 23 октября 2018 года административным истцом было подано заявление о передаче бесплатно в собственность данного земельного участка, однако, письмом N02-9/749 от 30 октября 2018 года ей отказано в передаче бесплатно в собственность указанного земельного участка. По мнению административного истца, отказ является незаконным, поскольку она имеет право на получение бесплатно в собственность указанного земельного участка. Так, статья 13 Закона N38-ЗРК устанавливает исчерпывающий перечень снований, необходимых для завершения оформления такого земельного участка бесплатно в собственность, в частности, указывая, что решение должно быть принято в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, также решение должно быть неисполненным, то есть техническая документация, изготовленная на основании такого решения, не должна быть утверждена. Более каких-либо условий законом для завершения оформления такого трава не предусмотрено. Решение Зеленовского сельского совета N136-2 принято 26 октября 2009 года, то есть в предусмотренный законом период, имеющаяся техническая документация не утверждена, что в своей совокупности предоставляет административному ответчику основания передать истцу бесплатно в собственность испрашиваемый земельный участок.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Иванушкиной О.Л. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда являются ошибочными, основанными на неверном толковании закона. В частности, указано, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом и являющимися достаточными в силу прямого указания части 1 статьи 13 ЗРК N38, для завершения права оформления бесплатно в собственность земельного участка, являются, в том числе, принятие органом местного самоуправления решения о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, дата принятия такого решения должна иметь место с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, документация по землеустройству, подготовленная на основании такого решения, является не утверждённой. Оспариваемое решение является ненормативным правовым актом и его действие прекращается с прекращением конкретных общественных отношений, поскольку отношения, на реализацию которых направлено решение от 26 октября 2009 года, до настоящего времени не прекращены, то вывод о прекращении срока действия такого решения является ошибочным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 24 сессии 5 созыва Зеленовского сельского совета Бахчисарайского района АР Крым от 26 октября 2009 года N136-2 "О разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка Иванушкиной О.Л." Иванушкиной O.Л. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка д: строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений сооружений, расположенного в "адрес", площадью 0,25 га.
Пунктом 2 данного решение установлено, что данное решение действительно в течение одного года.
23 октября 2018 года Иванушкина О.Л. обратилась в Зеленовский сельский совет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 2500 кв.м, распложенного по адресу: "адрес", кадастровый N (л.д. 47).
По результатам рассмотрения указанного заявления, Администрацией Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым 30 октября 2018 года за N02-9/749 направлено сообщение в адрес административного истца об утрате права Иванушкиной О.Л. на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование такого решения указано, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не
утверждена документация по землеустройству. Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 указанного закона предоставление земельного участка осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта в собственность гражданам РФ бесплатно. Вместе с тем, пунктом 2 решения Зеленовского сельского совета N136-2 26 октября 2009 года было установлено, что разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в "адрес", действует в течение одного года. Поскольку до 26 октября 2010 года Иванушкиной О.Л. не разработан проект землеустройства, то административный истец утратила право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 46).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований. Отказ администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выраженный в письме N 02-9/749 от 30 октября 2018 года, является законным и обоснованным, поскольку оснований для передачи Иванушкиной О.Л. бесплатно в собственность земельного участка не имелось, решение Зеленовского сельского совета АР Крым от 26 октября 2009 года N136-2 утратило силу 26 октября 2010 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от N6-ФКЗ, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют, также нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Как предусмотрено статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных данной статьёй.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313.
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов, в том числе: копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления (пункт 8 Порядка).
Как предусмотрено пунктом 12 данного Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 15 Порядка).
Постановлением администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым N 11-2 от 01.04.2015г. утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года".
В соответствии с пунктом 2.3 данного Административного регламента предоставления муниципальной услуги, (действующего на момент подачи и рассмотрения заявления административного истца), конечным результатом предоставления муниципальной услуги является решение о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, заключение договора аренды земельного участка, либо мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, заключении договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым для предоставления муниципальной услуги.
Согласно пункту 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Подпунктом 2.8.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются:
а) представление (направление) заявления не установленной формы;
б) представление (направление) заявления, не содержащего сведений, предусмотренных подпунктом 2.6.1 настоящего регламента;
в) непредставление документов, предусмотренных подпунктом 2.6.1 настоящего регламента
г) отзыв заявителем своего заявления;
д) решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;
е) смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим;
ж) отсутствие у администрации Муниципального образования полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;
з) отзыв или истечение срока действия доверенности в случае, если с заявление.
Из письма Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 30 октября 2018 года N02-9/749 не усматривается возвращение заявления Иванушкиной О.Л, а указано на утрату права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в связи с тем, что до 26 октября 2010 года не был разработан проект землеустройства.
Согласно Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённому Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, заявителю направляется решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
Письмом Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 30 октября 2018 года N02-9/749 фактически отказано Иванушкиной Л.Л. в предоставлении земельного участка, при этом, в нарушение пункта 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313, оснований для отказа в удовлетворении заявления, указанных в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", не приведено.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка Иванушкиной О.Л, в нарушение пункта 2.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года", является не мотивированным, в связи с чем, в таком виде решение Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 30 октября 2018 года N02-9/749 не может быть признано законным и обоснованным.
Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.
Оспариваемое решение, как следует из его содержания, создаёт препятствия административному истцу к реализации права на получение надлежащей муниципальной услуги, в связи с чем, главное (основное) требование административного иска подлежит удовлетворению.
Одновременно, судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В связи с указанным, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению путём признания незаконным решения, выразившегося в письме N02-9/749 от 30 октября 2018 года, об отказе в предоставлении в собственность Иванушкиной Ольги Леонидовны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, и возложения на соответствующее лицо обязанности повторно рассмотреть данное заявление.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Иванушкиной О.Л. в силу вышеизложенного, являются ошибочными, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является.
Таким образом, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года подлежит отмене с принятием нового о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 27 февраля 2019 года по административному делу N2а-482/2019 - отменить, принять по административному делу новое решение.
Административный иск Иванушкиной Ольги Леонидовны к Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Землемер" о признании незаконным отказа в передаче бесплатно в собственность земельного участка, обязании совершить определённые действия, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выразившееся в письме N02-9/749 от 30 октября 2018 года, об отказе в предоставлении в собственность Иванушкиной Ольги Леонидовны земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
Обязать Администрацию Зеленовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Иванушкиной Ольги Леонидовны о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, от 23 октября 2018 года.
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.