Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Хожаиновой О.В, Павловского Е.Г,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Носивец Вячеслава Борисовича об оспаривании отказа администрации г. Симферополя Республики Крым во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Носивец Вячеслава Борисовича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения представителя административного ответчика Малиновской А.В, судебная коллегия
установила:
Носивец В.Б. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным отказ администрации г. Симферополя Республики Крым во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", возложить на административного ответчика обязанность включить его в вышеуказанный список и обеспечить жилым помещением в соответствии с данным Указом.
В обоснование указал, что 10 августа 2009 г. командиром военной части 3009 издан приказ N 156 об исключении Носивец В.Б. из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 11 августа 2009 г. в связи с увольнением в запас Вооружённых сил Украины по состоянию здоровья. 11 октября 2018 г. административный истец обратился в адрес главы администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты. Письмом заместителя главы администрации г. Симферополя Республики Крым Батовой С.С. от 12 ноября 2018 г. исх. N Н-282/17313, на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 г. N 384, с учётом рекомендаций жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, административному истцу отказано во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями. По мнению административного истца, вышеуказанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы. В оспариваемом отказе административный ответчик ссылается на пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в то время как административному истцу земельный участок для строительства жилого дома не предоставлялся. В данной правовой норме не указывается, что снятие с учёта происходит в случае, если родственнику или члену семьи лица, которое состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, органом местного самоуправления предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён заместитель главы администрации г. Симферополя Республики Крым Батова С.С.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Носивец В.Б. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Носивец В.Б. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности от 24 декабря 2018 г, Малиновская А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание надлежащее и заблаговременное извещение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела (с учётом представленных 18 июля 2019 г. сторонами документов) следует, что 12 октября 2004 г. Носивец В.Б. поставлен на квартирный учёт в военной части 3009 ВВ МВД Украины по месту службы для получения жилого помещения в г. Симферополе. Состав семьи составляет три лица: Носивец В.Б, 6 апреля 1980 года рождения, супруга - ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
10 августа 2009 г. командиром военной части 3009 ВВ МВД Украины издан приказ N 156 об исключении Носивец В.Б. из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 11 августа 2009 г. в связи с увольнением в запас Вооружённых сил Украины по состоянию здоровья.
11 октября 2018 г. административный истец обратился в адрес главы администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на состав семьи из трёх человек, в т.ч. его супруги ФИО9 и дочери ФИО10
Письмом заместителя главы администрации г. Симферополя Республики Крым Батовой С.С. от 12 ноября 2018 г. исх. N Н-282/17313, на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 г. N 384, с учётом рекомендаций жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (протокол заседания комиссии от 7 ноября 2018 г. N 11), административному истцу отказано во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что при проверке представленных документов, материалов его учётного дела N 86, представленного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, установлено, что его супруге ФИО9 передан в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным, административный истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку 7 сентября 2015 г. супруге административного истца выделен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, после указанной даты Носивец В.Б. не может считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пунктом 1 Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя" установлено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, состоявших на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г. с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
Из материалов административного дела усматривается, что Носивец В.Б. является гражданином Российской Федерации, состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, и уволен с воинской службы до 18 марта 2014 г.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя (пункт 3 Указа).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 9 августа 2018 г. N 384 утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.
В настоящем Порядке под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116.
Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Крым в виде субвенций (далее - субвенции), путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой свидетельством (далее - свидетельство) (приложение 1 к настоящему Порядку) (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 15 Порядка, размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется на дату выдачи свидетельства и остается неизменным в течение всего срока его действия, исходя из, в т.ч. состава семьи гражданина с учётом членов его семьи.
В силу пункта 18 Порядка граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в срок не позднее 1 сентября 2019 г. обращаются в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением в двух экземплярах (приложение 3 к настоящему Порядку). Заявление подается гражданином с приложением документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 19 настоящего Порядка.
Органы местного самоуправления запрашивают в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Основания для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список установлены пунктом 22 Порядка.
Так, в силу подпункта 5 подпункта 22 Порядка одним из таких оснований является отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Как усматривается из материалов административного дела и не оспаривается административным истцом, его супруге на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1027,00 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель: "земли населённых пунктов - индивидуальное жилищное строительство", документ-основание - постановление Администрации Зуйского сельского поселения N 96 от 7 сентября 2015 г. (л.д.9). Состав семьи административного истца не менялся, имеет одного ребёнка.
Исходя из положений вышеуказанных правовых норм, учитывая, что заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты подавалось административным истцом на состав семьи из трёх человек, в т.ч. его супруги ФИО9, в собственности которой на момент подачи названного заявления находился земельный участок из категории земель: "земли населённых пунктов - индивидуальное жилищное строительство", административным ответчиком обосновано было отказано Носивец В.Б. во включении в список участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, поскольку с даты предоставления (7 сентября 2015 г.) его супруге ФИО9 в собственность вышеуказанного земельного участка, административного истца и членов его семьи (супругу и дочь), в понимании Жилищного кодекса Российской Федерации, нельзя признать нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Вопреки доводам административного истца, указанный вывод согласуется со смыслом совокупности положений пунктов 15, 22 Порядка, пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, администрация г. Симферополя Республики Крым, при принятии оспариваемого отказа, действовала в пределах предоставленных полномочий, с учётом рекомендаций жилищной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
При таких обстоятельствах, нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика судом не установлено.
Настоящее административное дело рассмотрено районным судом в пределах заявленных требований, в удовлетворении которых правомерно отказано.
Доводы Носивец В.Б, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 февраля 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Носивец Вячеслава Борисовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи О.В. Хожаинова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.