Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Хожаиновой О.В. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усеинова Эмине Салиевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаеву Р.С. о признании незаконным решения и понуждении к выполнению определенных действий, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 мая 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Усеинова Э.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 05 апреля 2019 года N; возложить обязанность на государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете недвижимого имущества на земельный участок общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" квартал N, участок N. Заявленные требования мотивированы тем, что согласно решению исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов N 343 от 25 июля 1995 "О выделении в постоянное пользование земельных участков в квартале " "данные изъяты"" - 6 га для строительства индивидуальных жилых домов", Усеиновой Э. был выделен земельный участок в квартале "адрес" в "адрес". Согласно акту выноса в натуру границ земельного участка N в квартале N жилого района " "адрес"" в "адрес" от 30 мая 1996 года, общая площадь земельного участка указана в размере 0,06 га. 01 апреля 2019 года административный истец обратилась в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", квартал N, участок N, общей площадью 600 кв.м. Однако решением от 5 апреля 2019 года Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказал в постановке на кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости на основании пункта 2 части 8 статьи 69 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" и постановления N 264 Совмина Республики Крым "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации". Считает решение административного ответчика незаконным и необоснованным.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 20 мая 2019 года административный иск удовлетворен.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган Р.М, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 мая 2019 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что в результате проверки представленных документов выявлено отсутствие в представленных документах оснований для внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом. Считает, что из предоставленной административным истцом архивной выписки не усматриваются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, а именно не усматривается площадь обособленного земельного участка, выделенного непосредственно заявителю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что согласно архивной выписке N 05-23/580 от 22 марта 2016 года из решения исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1995 года N 343 "О выделении в постоянное пользование земельных участков в квартале "данные изъяты"" - 6 га для строительства индивидуальных жилых домов", Усеиновой Э. выделен земельный участок в постоянное пользование для строительства индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек в квартале " "данные изъяты"".
Согласно акту выноса в натуру границ земельного участка N 45 от 30 мая 1996 года, установлены в натуре границы земельного участка, выделенного Усеиновой Э.С. для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. Площадь земельного участка составляет 0,06 га. Земельный участок находится в городе "адрес".
Решением Судакского городского суда от 28 февраля 2019 по гражданскому делу N 2-269/2019 установлен факт принадлежности Усеиновой Э.С. решения исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 25 июля 1995 года N 343 "О выделении в постоянное пользование земельных участков в квартале "данные изъяты" " - 6 га для строительства индивидуальных жилых домов", а так же факт выделения земельного участка N квартала N жилой район " "данные изъяты"" в городе "адрес", площадью 600 кв.м.
1 апреля 2019 года Усеинова Э.С, действуя через своего представителя по доверенности Шумкова В.С, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка общей площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", квартал N, участок N.
Решением специалиста первой категории государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. от 5 апреля 2019 года N на основании пункта 2 части 8 статьи 69 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" отказано во включении сведений в ЕГРН объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес".
Административный истец оспаривает вышеуказанное решение.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона N 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18 марта 2014 года.
Ранее учтёнными объектами недвижимости признаются объекты, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт которых осуществлён в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Согласно указанному Перечню следует, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе в аренду) (п. 15 Перечня).
Согласно пункту 2 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются дубликаты документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, копии архивных правоустанавливающих документов, выданные государственным архивом.
При подаче заявления о государственном кадастровом учёте земельного участка административным истцом были приложены следующие документы: решение Судакского городского суда от 28 февраля 2019 года; архивная выписка N 05-23/580 от 22 марта 2016 года из решения исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов от 25 июля 1995 года N 343.
Из пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как установлено судом, предоставленная административным истцом архивная выписка из решения исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов от 25 июля 1995 года N 343, акт выноса земельного участка в натуру и решение суда содержат необходимые сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым.
Кроме того, в решении Судакского городского суда от 28 февраля 2019 года по делу N 2-269/2019 указаны все необходимые реквизиты земельного участка.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
В силу части 8 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Законодательство, действовавшее на момент вынесения решения исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов, не предусматривало обязательную государственную регистрацию права на объект недвижимости.
Таким образом, представленная административным истцом в орган кадастрового учёта архивная выписка N 05-23/580 от 22 марта 2016 года из решения исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов от 25 июля 1995 года N 343, является основанием для внесения сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 апреля 2019 года N об отказе во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, повторяют изложенную истцом позицию, основанную на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Г. Павловский
Судьи
О.В. Хожаинова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.