Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Хожаиновой О.В, Павловского Е.Г,
при секретаре Вороновой О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Бережнова Бориса Николаевича об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Искаковой К.Е. от 5 февраля 2019 г. об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе представителя Бережнова Бориса Николаевича - Коврига Андрея Петровича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения административного истца Бережнова Б.Н, его представителя Коврига А.П, судебная коллегия
установила:
Бережнов Б.Н. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что пятиэтажное здание, состоящее из четырёх этажей, расположенное по адресу: "адрес" подпадает под понятие объекта индивидуального жилого дома, который был построен после получения необходимого разрешения, с соблюдением градостроительных норм и правил, действующих в период начала строительства и его завершения, на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Алушты Республики Крым.
В своих возражениях на административное исковое заявление представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственный регистратор Искакова К.Е. указали, что по результатам проведённой правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав установлено, что размещённый на земельном участке объект недвижимости не только не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен, но и используется заявителем не в заявленных целях. В возведённом здании проживают граждане, в то время, как объект не принят в эксплуатацию, что запрещает использовать его с целью проживания людей, и несёт тем самым угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц. Поскольку факт нецелевого использования земли является преюдициальным, установленным вступившим в законную силу решением суда, и не оспаривается административным истцом, у государственного регистратора имелись основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении указанного здания.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Бережнова Б.Н. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Бережнова Б.Н. - Коврига А.П. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, руководствовался лишь возражениями административных ответчиков и заинтересованного лица, без обоснования. Сам по себе факт привлечения административного истца к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка не является основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства, возведенный на земельном участке.
В судебном заседании Бережнов Б.Н. и его представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 26 января 2018 г, Коврига А.П. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От администрации г. Алушты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца и его представителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12 января 2016 г, кадастровой выписке о земельном участке от 12 ноября 2018 г. Бережнов Б.Н. является собственником земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного по "адрес" в "адрес", кадастровый N, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с декларацией о начале выполнения строительных работ, утверждённой 17 апреля 2012 г. Бережнову Б.Н. дано разрешение на строительство жилого дома по адресу: "адрес", с количеством этажей 3 + мансарда + цоколь.
Согласно декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная в архитектурно-строительной инспекции Республики Крым 21 мая 2014 г. за N, жилой дом по "адрес" в "адрес", имеющий 4 этажа+ подвал общей площадью 1337,3 кв.м, жилой 350,3 кв.м. законченный строительством и готов к эксплуатации.
24 октября 2018 г. через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Бережнов Б.М. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 1337,3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Искаковой К.Е. от 6 ноября 2018 г. N 90/001/101/2018-2128 осуществление действий по регистрации права собственности было приостановлено до 5 февраля 2019 г, в связи с тем, что декларация о готовности объекта к эксплуатации, выданная после 16 марта 2014 г. не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права собственности на вновь созданный объект, в силу Постановления Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264. Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", для разрешенного использования земельных участков - индивидуальное жилищное строительство возможно размещение жилых домов не более 3-х этажей, однако жилой дом с кадастровым номером N имеет пять этажей, в том числе один подземный. Кроме того, судебными решениям установлен факт использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, что выражается в превышении этажности здания, расположенного на земельном участке, а также в использовании здания в коммерческих целях, путем размещения в здании жилого дома гостиницы "Танаис". Также не поступили ответы на межведомственные запросы, направленные государственным регистратором. Для возобновления государственной регистрации заявителю необходимо привести представленные правоустанавливающие документы в соответствие с требованиями действующего законодательства, либо привести параметры возведённого здания, в соответствие с видом разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в данном уведомлении причин, уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Искаковой К.Е. от 5 февраля 2019 г. N 90/001/101/2018-2128 административному истцу отказано в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Указано, что расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства объект недвижимости поименованный как "жилой дом" по своим техническим характеристикам не является объектом индивидуального жилищного строительства. Несмотря на то, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества после осуществления его государственной регистрации, установленным является факт неправомочного использования данного объекта недвижимости заявителем, как гостиницы.
Полагая, что вышеуказанное решение государственного регистратора является незаконным, административный истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения государственного регистратора от 5 февраля 2019 г. об отказе в государственной регистрации права собственности, исходил из того, что оспариваемое решение принято государственным регистратором с соблюдением процедуры принятия, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон).
Частью 3 статьи 1 Федерального закона установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 40 Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", для разрешенного использования земельных участков - индивидуальное жилищное строительство возможно размещение жилых домов не более 3-х этажей.
Исходя из положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации 21 мая 2014 г. за N) объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.
Из кадастрового паспорта объекта недвижимости - жилого дома по "адрес" от 27 марта 2015 г. следует, что объект имеет пять этажей, из них 1 подземный, общую площадь 1337,3 кв.м.
Согласно служебной записке начальника Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга от 8 ноября 2018 г, составленной по результатам рассмотрения межведомственного запроса государственного регистратора, на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания от 6 июня 2017 г. по делу N 145, Бережнов Б.Н, привлечён к административной ответственности за соверешния административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, с видом разрешенного использования - "индивидуальное жилищное строительство" не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, путем размещения здания жилого дома в четырех надземных этажах, что превышает допустимую видом разрешенного использования (не более трех надземных этажей). Кроме того, расположенное на данном земельном участке здание жилого дома используется в коммерческих целях путем размещения в нем гостиницы "Танаис". Штраф оплачен Бережновым Б.Н. в добровольном порядке.
Вопреки утверждениям административного истца, декларация о готовности объекта к эксплуатации от 21 мая 2014 г. за N, в силу Постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права собственности на вновь созданный объект, поскольку она выдана после 16 марта 2014 г.
Учитывая, что административный истец был надлежащим образом уведомлен об установлении государственным регистратором причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации в решении от 6 ноября 2018 г, и не устранил в установленный срок выявленные недостатки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Искаковой К.Е. своим решением от 5 февраля 2019 г. обосновано отказал в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, что соответствует положениям статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установление факта привлечения Бережнова Б.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лишь обстоятельством, свидетельствующим о нецелевом использовании административным истцом принадлежащего ему на праве собственности вышеуказанного земельного участка, которое в совокупности с остальными доказательствами по данному административному делу позволяет прийти к выводу об обоснованности отказа государственного регистратора в осуществлении государственной регистрации права собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества.
Таким образом, государственный регистратор, принимая решение от 5 февраля 2019 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1337,3 кв.м, не допустил нарушения закона, прав, свобод и законных интересов административного истца.
Остальные доводы представителя административного истца, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бережнова Бориса Николаевича - Коврига Андрея Петровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи О.В. Хожаинова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.