Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Хожаиновой О.В. и Мостовенко Н.Р.
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бацмановой Майи Ивановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту отдела учета земельных участков N 1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанченко Даниилу Игоревичу о признании незаконным решения, признании незаконными действий, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо: администрация города Алушты, по апелляционной жалобе представителя Бацмановой М.И. - Коврига А.П. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Бацманова М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 декабря 2018 года N об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Бацмановой М.И. о государственном кадастровом учете недвижимого имущества - земельного участка площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований указывает, что приказом совхоза-завода "Малореченский" ПАО ВП "Массандра" от 03 апреля 1981 года N 56 за ней закреплен участок земли площадью 24 кв.м под строительств автогаража в тупике "адрес". Решением исполнительного комитета Малореченского сельского совета народных депутатов г. Алушты Крымской области УССР от 16 апреля 1981 года N 69 истице разрешено строительство гаража размером 3x6 для личной автомашины на закрепленном земельном участке в тупике "адрес". 27 декабря 2018 года истец обратилась с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на земельный участок площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Однако Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым своим решением отказал о включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Считает, что административным ответчиком при принятии решения не учтены положения статьи 8-2 Закона Республики N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а также статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Представитель Бацмановой М.И. - Коврига А.П, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что приказ совхоз-завода "Малореченский" ПАО ВП "Массандра" от 03 апреля 1981 года N 56, действовавший на территории Республики Крым до ее принятия в Российскую Федерацию, является действующим правоустанавливающим документом, подтверждающим право Бацмановой М.И. на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 24 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Выданный истцу приказ является действующим, никем не отменен, в судебном порядке не оспорен, в связи с чем считает, решение административного ответчика об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что приказом совхоза-завода "Малореченский" ПАО ВП "Массандра" от 03 апреля 1981 года N 56 на основании заявления и разрешения архитектуры Алуштинского горисполкома за ФИО4 закреплен участок земли площадью 24 кв.м. под строительство автогаража в тупике "адрес".
Решением Исполнительного комитета Малореченского сельского Совета народных депутатов города Алушты Крымской области УССР от 16 апреля 1981 года N 69 Бацмановой М.И. разрешено построить гараж размером 3х6 м для личной автомашины на закрепленном земельном участке в тупике "адрес".
27 декабря 2018 года Бацманова М.И, действуя через своего представителя по доверенности Лабуз С.В, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка общей площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Решением специалиста первой категории государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанченко Д.И. от 29 декабря 2018 года N на основании пункта 2 части 8 статьи 69 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" отказано во включении сведений в ЕГРН объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес".
Полагая, что вышеуказанное решение является незаконным Бацманова М.И. обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Бацмановой М.И, суд первой инстанции исходил из того, что решение государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 декабря 2018 года N является законным, поскольку приказ совхоза-завода "Малореченский" ПАО ВП "Массандра" от 03 апреля 1981 года N 56, не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права Бацмановой М.И, на объект недвижимого имущества, согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264.
Судебная коллегия не соглашается выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 01 сентября 2014 N 301.
В соответствии с пунктом 4 раздела I вышеуказанного Порядка, источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: - документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учётные документы); - документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Согласно данному Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является согласно Перечню изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе, решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
В силу статьи 3 Земельного кодекса Украины от 18 декабря 1990 года, действовавшего в месте и на момент издания предоставленных административным истцом документов в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, собственность на землю в Украине имела следующие формы: государственную, коллективную, частную. Распоряжались землей Советы народных депутатов, в пределах своей компетенции передавали земли в собственность или предоставляли в пользование и изымали их. Полномочия по передаче, предоставлению и изъятию земельных участков местные Советы народных депутатов могли передавать соответственно органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления.
Статьёй 6 Земельного кодекса Украины, устанавливалось, что колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства, земля предоставляется в постоянное владение.
В соответствии со статьями 22, 23 Земельного кодекса Украины, право владения или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющий это право. Право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируемые сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Украины, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в постоянное владение для ведения сельскохозяйственного производства. Указанные предприятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать или получать во временное пользование земельные участки. Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на землю сохраняется при вхождении их в состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и других формирований.
Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия и организации в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами.
В силу статьи 61 указанного Кодекса, объекты внутрихозяйственного строительства колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и организаций размещаются в соответствии с утверждёнными проектами внутрихозяйственного землеустройства.
При этом следует отметить, что до введения в 1991 году в действие вышеуказанного Земельного кодекса, действовали нормы Земельного кодекса УССР от 08 июля 1970 года, в соответствии с положениями которого совхозы могли предоставлять из закреплённых за ними земель земельные участки для предоставления рабочим и служащим в пользование, а сельские Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты утверждали такие решения. Право краткосрочного временного пользования землей удостоверялось решением органа, который предоставил земельный участок в пользование; право долгосрочного временного пользования землей удостоверялось актами, форма которых устанавливалась Советом Министров Украинской ССР. Указанные документы выдавались после отвода земельных участков в натуре (ст.ст. 12.1, 19, 20, 73, 77 Кодекса).
Кроме того согласно архивной копии из земельно-кадастровой книги Малореченского сельского совета с. Малореченское, предоставленной администрацией города Алушты, за Бацмановой М.И. закреплен земельный участок в тупике "адрес".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка, как ранее учтённого, в свете положения п. 15 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 N 264.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соглашается с судом первой инстанции в том, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства, подтверждающие, что порядок принятия оспариваемого решения соблюден, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, по мнению судебной коллегии, Бацманова М.И. доказала факт нарушения своих прав.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая указанные обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу представителя Бацмановой Майи Ивановны - Ковриги Андрея Петровича удовлетворить.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Бацмановой Майи Ивановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту отдела учета земельных участков N 1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанченко Даниилу Игоревичу о признании незаконным решения, признании незаконными действий, возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо: администрация города Алушты, удовлетворить.
Признать незаконным решение специалиста первой категории государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанченко Д.И. от 29 декабря 2018 года N об отказе во включении сведений в ЕГРН объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес".
Возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Бацмановой Майи Ивановны от 27 декабря 2018 года N о государственном кадастровом учёте земельного участка общей площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
О.В. Хожаинова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.