судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Емельянова А.Ф.
судей: Сучковой И.А, Пастухова С.А.
при секретаре: Давтян Г.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. апелляционную жалобу представителя Щуковой Г.В. - Стрыгина И.В,
на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2019 года,
по делу по иску Щуковой Галины Васильевны к Управлению городского развития Киселевского городского округа о возложении обязанности предоставления жилого помещения в собственность,
УСТАНОВИЛА:
Истец Щукова Г.В. обратилась в Киселёвский городской суд с иском к ответчику Администрации Киселевского городского округа о возложении обязанности предоставления жилого помещения в собственность.
Определением Киселевского городского суда от 15 апреля 2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации КГО на надлежащего Управление городского развития Киселевского городского округа.
Требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", общей площадью 92 кв.м. в том числе жилой - 66,3 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "адрес" от 18.06.2003 г, документ основания свидетельство о праве на наследство по закону от 22.04.2003г.; вид права: общая долевая собственность ? доля в праве.
19 октября 2018 года мировым судьей судебного участка N 2 Киселёвского городского судебного района Кемеровской области Масловой С.С. было вынесено решение по иску Щуковой Г.В. к Вылегжанину В.В. о прекращении права долевой собственности и выделении жилого дома в натуре. Согласно принятому решению, вступившему в законную силу 20.11.2018 года, было прекращено право общей долевой собственности Щуковой Г.В. и Вылегжанина В.В. на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Суд признал за Щуковой Г.В. право собственности на часть жилого дома общей площадью 50,8 кв.м, в том числе жилой - 35,6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с хозяйственными постройками (летняя кухня, баня, четыре сарая).
22.02.2019 года главой Киселёвского округа было издано Распоряжение N 76-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и дальнейшем использовании".
Согласно данному распоряжению, многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании заключения МВК был признан аварийным и подлежащий сносу.
Управлению городского развития Киселёвского городского округа было выдано указание на проведение мероприятий по переселению граждан, проживающих в доме по адресу: "адрес" и иных многоквартирных жилых домах, в срок до 01.03.2026 г.
Учитывая, что в данном жилом помещении проживать невозможно и небезопасно вследствие ветхости и аварийности технических элементов дома считает, что срок для переселения, установленный до 2026 года, является разумным.
Просит суд обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа предоставить Щуковой Г.В. вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, в черте Киселёвского городского округа, общей площадью не менее - 50,8 кв.м, после предоставления Щуковой Г.В. жилого помещения прекратить право собственности Щуковой Г.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"2.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2019 года постановлено: в удовлетворении исковых требований, заявленных Щуковой Галиной Васильевной к Управлению городского развития Киселевского городского округа о возложении обязанности предоставления жилого помещения в собственность, отказать.
В апелляционной жалобе представитель Щуковой Г.В. - Стрыгин И.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований истца.
Указывает, что суд необоснованно при разрешении спора сделал вывод о том, что данный дом не включен в адресную программу по переселению граждан, а также о том, что не принималось решение об изъятии спорного жилого помещения и о том, что отсутствует соглашение о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ. Полагает также, что судом не дана оценка тому факту, что имеется опасность для жизни и здоровья истца, в связи с обрушением здания. Кроме того, не выяснен вопрос о причинах задержки в реализации программы расселения граждан.
Истец Щукина Г.В. в заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда отменить. Исковые требования её удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Киселевского городской округ предоставить ей жильё взамен ветхого.
В заседание судебной коллегии не явились иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав истца. обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на основании решения мирового судьи судебного участка N 3 Киселевского городского судебного района Кемеровской области от 19 октября 2018 года за Щуковой Г.В. признано право собственности на часть жилого дома, общей площадью 50,8 кв.м, в том числе жилой - 35,6 кв.м, расположенного в "адрес", с хозяйственными постройками (летняя кухня, баня, четыре сарая). Решение суда вступило в законную силу 20 ноября 2018 года (л.д.35). Щукова Г.В. является собственником части жилого дома, расположенного в "адрес"
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", постановлением Администрации города Киселевска от 03.06.2018 г. N 48 "Об утверждении Положения о порядке расходования и распределения субсидий для осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Городской округ "Город Киселевск": в том числе многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии N 122 от 18.12.2018 г. (л.д.9-10,11), акта обследования помещения от 19.12.2018 г. N 122 (л.д.13).
Управлению жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа постановлено направить собственникам жилых помещений многоквартирных домов, в том числе по "адрес" требование о сносе в срок до 01.03.2026 года и рекомендации о проведении мероприятий по дальнейшему использованию в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
Обеспечить силами управляющей организации безопасные санитарные условия для проживания граждан, проживающих в жилых помещениях, в том числе по "адрес".
УГР КГО предписано провести мероприятия по переселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, в том числе по "адрес" срок до 01.03.2026 г.
Комитету по управлению муниципальным имуществом КГО после переселения граждан из многоквартирных домов, в том числе по "адрес" принять меры по изъятию земельных участков, расположенных под ними, не позднее 01.03.2026 г.
Снять многоквартирные дома, в том числе по "адрес", с технического и кадастрового учета не позднее 01.03.2026 г.
Муниципальному казенному учреждению города Киселевска "Управление по благоустройству" после переселения граждан произвести снос многоквартирных домов, в том числе по "адрес" срок до 01.04.2026 г. (л.д.29).
Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Верховного суда РФ в пп. "и" п.20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с ч.8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализации которых невозможна без органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом в первоочередном порядке подлежит переселению граждане из МКД, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийным и подлежащим сносу предшествует годам признания аварийным других МКД, а также при наличии угрозы обрушения на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно ответу Администрации КГО от 12.04.2019 г. N 178, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, так как в программу включены дома признанные непригодными для проживания до 01.12.2017 года. В настоящее время управлением жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа начаты работы по подготовке требований о сносе и будут направлены собственникам до 30.04.2019 года (л.д.27).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца Щуковой Г.В, суд первой инстанции, в том числе, исходил из того, что орган местного самоуправления не принимал решения об изъятии для муниципальных нужд дома принадлежащего Щуковой Г.В, при этом с Щуковой Г.В. не заключалось соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, в соответствии с ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке Г. не обладает. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, соответствующими нормативным положениям, регулирующим возникшие правоотношения.
Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений.
По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан, в частности для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Реализация права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма в указанных случаях не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 44-В09-41, Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О).
При этом предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Положениями пунктов 1, 3 части 1 статьи 85 и статей 86, 87 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, при выселении граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в случаях, если дом, в котором находится это жилое помещение, подлежит сносу и органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о сносе дома; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Однако данный порядок предусмотрен в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. В отношении собственников жилых помещений в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен иной порядок защиты их жилищных прав.
Согласно положениям частей 1 и 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из МКД, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийным и подлежащим сносу предшествует годам признания аварийным других МКД, а также при наличии угрозы обрушения на основании вступившего в законную силу решения суда.
После признания жилого дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу, каких-либо решений Администрацией г. Киселевска не принималось.
Исходя из вышеизложенного, решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд не принималось, соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось. Поскольку дом не включен в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, суд первой инстанции обосновано не усмотрел оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения.
Также при рассмотрении спора юридически значимым обстоятельством являлось то, относится ли истец Щукова Г.В. к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истцов в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Доказательства нуждаемости истца в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с требованиями п. п. 3 и 4 ст. 51 ЖК РФ и признания ее малоимущей в материалах дела также отсутствуют.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного решения, и основаны на неправильном толковании материального закона.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Щуковой Г.В. - Стрыгина И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: И.А. Сучкова
С.А. Пастухов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.