Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович, при секретаре Палаткиной Анне Сергеевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобы ФГУП "Госкорпорация ОрВД" на решения судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г. и от 22 мая 2019 г.,
установил:
решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г. постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 29 марта 2019 г. N 13/12-2445-19-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношение ФГУП "Госкорпорация ОрВД" (далее - постановление от 29 марта 2019 г. N 2445) оставлено без изменения, жалоба ФГУП "Госкорпорация ОрВД" - без удовлетворения.
Представитель ФГУП "Госкорпорация ОрВД" Борискин М.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на данное решение судьи, в которой просил отменить его и постановление от 29 марта 2019 г. N 2445, ссылаясь на то, что ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" вменено нарушение требований статей 212 и 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, и Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н.
Перечисленными правовыми актами регулируется порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
ФГУП "Госкорпорация ОрВД" вменялось нарушение вышеуказанных требований, связанных с ненадлежащим ведением личных карточек учёта выдачи СИЗ в отношении инженера и техника по радионавигации, радиолокации и связи объекта ОРЛ-А Саранского отделения Пензенского Центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Однако положения вышеназванных правовых актов не подлежат применению в отношении ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", поскольку работа инженера и техника не связана с вредными и (или) опасными условиями труда, а также не выполняется в особых температурных условиях и не связана с загрязнением.
Данный факт подтверждён результатами специальной оценки условий труда, завершившейся 14 ноября 2018 г. в отношении указанных рабочих мест.
В связи с этим названные работники не подлежат обеспечению СИЗ в соответствии с вышеприведёнными правовыми актами, а значит и личные карточки учёта выдачи СИЗ этим работникам вести необязательно.
Также ФГУП "Госкорпорация ОрВД" вменялось то, что протоколах проверки знаний требований охраны труда не указан объём обучения в часах, однако количество часов в протоколах указано, а именно, в объёме, соответствующем должностным обязанностям. Количество часов, а именно, 40 часов, указывается в удостоверениях, выдаваемых работникам после прохождения проверки знаний требований охраны труда.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 мая 2019 г. постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 29 марта 2019 г. N 13/12-2309-19-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношение ФГУП "Госкорпорация ОрВД" (далее - постановление от 29 марта 2019 г. N 2309) оставлено без изменения, жалоба ФГУП "Госкорпорация ОрВД" - без удовлетворения.
Представитель ФГУП "Госкорпорация ОрВД" Борискин М.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на данное решение судьи, в которой просил отменить его и постановление от 29 марта 2019 г. N 2309, ссылаясь по сути на доводы, изложенные в жалобе на решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г.
В судебном заседании защитники ФГУП "Госкорпорация ОрВД" Курто В.В. и Роганов Р.А. жалобы поддержали по изложенным в них доводам.
В судебном заседании потерпевший Рязанцев А.Е. согласился с жалобами.
В судебном заседании потерпевший Козлов А.И. согласился с жалобами.
В судебном заседании начальник отдела Баракин П.В. показал, что нарушения, которые были допущены ФГУП "Госкорпорация ОрВД" заключаются в том, что предприятие не обеспечило своих работников СИЗ по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. По результатам специальной оценки условий труда эти нормы могут быть лишь увеличены, но не уменьшены.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2019 г. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" нарушило нормы трудового законодательства, а именно, в Саранском отделении Пензенского Центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, территория Аэропорта, в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, в личных карточках учёта выдачи СИЗ:
не указаны наименования СИЗ в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N357н;
не указана дата поступления на работу;
не указаны номера сертификатов и деклараций соответствия СИЗ;
отсутствует отметка о возвращении СИЗ по истечению срока носки;
не указаны наименование и пункт типовых норм выдачи СИЗ;
отсутствует роспись руководителя структурного подразделения;
отсутствует номер личной карточки СИЗ;
форма личной карточки учёта выдачи СИЗ не соответствует форме, утверждённой Межотраслевыми правилами.
Не организован надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, работнику Рязанцеву А.Е, принятому на работу 7 сентября 2018 г, СИЗ выданы 1 февраля 2019 г, работнику Козлову А.И, принятому на работу 24 октября 2018 г, СИЗ выданы 1 февраля 2019 г.
Также в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 9 указанных Межотраслевых правил ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":
не обеспечило информирование работников о полагающихся им СИЗ;
не ознакомило с соответствующими их профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;
не ознакомило работников с Межотраслевыми правилами.
В нарушение пункта 3.6 Порядка обучения протоколы проверки знаний требований охраны труда не соответствуют установленной форме, в них не указан объём обучения в часах.
Постановлением от 29 марта 2019 г. N 2445 ФГУП "Госкорпорация ОрВД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
Оставляя без изменения данное постановление, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины предприятия в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административных правонарушениях от 27 марта 2019 г, личные карточки учёта выдачи СИЗ и иные материалы дела.
Также 27 февраля 2019 г. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" нарушило нормы трудового законодательства, а именно, в Саранском отделении Пензенского Центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, территория Аэропорта, в нарушение статьи 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, работники Козлов А.И. и Рязанцев А.Е. не обеспечены СИЗ в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N357н. Указанные работники не обеспечены жилетом сигнальным (класс защиты 2), шапкой-ушанкой, костюмом на утепляющей подкладке.
Постановлением от 29 марта 2019 г. N 2309 ФГУП "Госкорпорация ОрВД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сто тридцать тысяч рублей.
Оставляя без изменения данное постановление, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины предприятия в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административных правонарушениях от 27 марта 2019 г, личные карточки учёта выдачи СИЗ и иные материалы дела.
Выводы судьи районного суда о наличии вины ФГУП "Госкорпорация ОрВД" соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении закона.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью первой статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Работодатель обязан организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учёта выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учёта о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, предусмотрено обеспечение СИЗ инженера и техника по радионавигации и радиолокации.
Вышеизложенное свидетельствует о совершении ФГУП "Госкорпорация ОрВД" административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалоб отклоняются как основанные на неправильном истолковании закона.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно положениям статьи 7 данного Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.
В соответствии с пунктом 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, работодатель имеет право с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм результаты проведения специальной оценки условий труда являются основанием для дополнительного обеспечения работников СИЗ сверх установленных норм.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении указанных постановлений положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения трудового законодательств были допущены ФГУП "Госкорпорация ОрВД" в результате бездействия.
Дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении ФГУП "Госкорпорация ОрВД", были подведомственны одному юрисдикционному органу.
Таким образом, ФГУП "Госкорпорация ОрВД" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учётом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим, определением Верховного Суда Республики Мордовия от 26 июля 2019 г, дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении ФГУП "Госкорпорация ОрВД", объединено с делом об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденным в отношении ФГУП "Госкорпорация ОрВД" в одно производство.
При таких обстоятельствах постановления от 29 марта 2019 г. N 2445 и от 29 марта 2019 г. N 2309, решения судьи от 21 мая 2019 г. и от 22 мая 2019 г. подлежат изменению путём назначения ФГУП "Госкорпорация ОрВД" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания с учётом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере сто тридцать тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановления начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Баракина П.В. от 29 марта 2019 г. N 13/12-2445-19-И и от 29 марта 2019 г. 13/12-2309-19-И, а также решения судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 мая 2019 г. и от 22 мая 2019 г, вынесенные в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" административное наказание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере сто тридцать тысяч рублей.
В остальной части указанные постановления и судебные акты оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.